Предложения по установлению наиболее безопасных обязательных маршрутов для нефтеналивных танкеров в Охотском море
АО «ДНИИМФ» закончил в настоящее время разработку проекта рекомендованных маршрутов для танкеров и направил их в Сахкомэкологии, Сахалинрыбвод и Ассоциацию рыбопромышленников Сахалина (АРС) для получения замечаний и предложений от этих организаций. Мы знакомы с предложениями по оптимизации указанных маршрутов, которые подготовил АРС и полностью их поддерживаем. Считаем, что предложенный АРСом маршрут движения танкеров
q с подходом к терминалу «Витязь» и отходом от него за пределы территориальных вод исключительно по единому коридору;
q с выходом из Охотского моря только через проливы Фриза, Лаперуза и Четвертый Курильский является наиболее безопасным. Все последующие наши предложения построены в соответствии с этим маршрутом. Также мы полностью поддерживаем предложение АРСа рекомендовать путь через пролив Лаперуза только судам с максимальной осадкой не более 20 метров.
Считаем крайне важным обязательность движения танкеров в Охотском море только по этим маршрутам. К сожалению, пока мы не слишком хорошо знакомы со всем комплексом международных правил в этой сфере и с установленной процедурой введения специальных морских коридоров. Однако, мы считаем, что главной правовой основой для введения таких коридоров, которой может воспользоваться Россия в отношении танкеров у своих берегов, является Конвенция ООН по морскому праву (вступила в силу для РФ 11 апреля 1997г.). В соответствии со ст. 22 этой Конвенции Россия, как прибрежное государство, может сделать отдельные, причем наиболее важные участки установленных рекомендованных маршрутов, проходящих через российское территориальное море, обязательными именно для танкеров.
Конвенция ООН по морскому праву,
Статья 22. Морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море:
«п.1. Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться такими морскими коридорами и схемами разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов.
п.2. В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.» (выделено нами).
В соответствии с этой статьей Конвенции ООН по морскому праву Россия, как прибрежное государство, имеет право установить и юридически закрепить в своих территориальных водах обязательные маршруты для движения танкеров (предписать для регулирования их прохода). Таким образом, осуществление движения танкеров по всем другим маршрутам в территориальных водах России будет нарушением данной Конвенции.
В результате консультаций со специалистами мы пришли к выводу, что самые опасные участки транспортировки нефти от платформы Моликпак потребителям – это прибрежные воды северо-восточного Сахалина (при отходе от терминала «Витязь»), Курильские проливы и пролив Лаперуза. Все Курильские проливы и частично пролив Лаперуза входят в территориальные воды России (находятся в пределах 12-мильной зоны). Поэтому для обеспечения наибольшей безопасности транспортировки нефти по Охотскому морю наше государство, основываясь на ст.22 Конвенции ООН по морскому праву, имеет полное право установить выход груженых танкеров из Охотского моря и вход в него порожних танкеров только через проливы Лаперуза, Фриза и Четвертый Курильский, как наиболее безопасные. Выход танкеров из российского территориального моря у терминала «Витязь» и подход к нему также может быть строго определен по единому обязательному маршруту на основе той же ст.22 упомянутой Конвенции.
При принятии Россией такого решения (в соответствии с процедурами, установленными международным морским правом) движение танкеров на самых опасных участках будет в обязательном порядке урегулировано рамками наиболее оптимальных маршрутов, что значительно снизит риск аварий и, соответственно, крупных разливов нефти.
На сегодняшний день нам неизвестны какие-либо правовые основания, позволяющие России установить обязательные маршруты для танкеров вне территориального моря.
Крайне важно то, что требование об установлении обязательных коридоров для прохода танкеров в территориальном море России будет распространяться только на суда, страны флага которых ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву. В этой связи весьма актуальным является введение запрета на транспортировку нефти по Охотскому морю нефтеналивными танкерами, страны флага которых не являются участниками данной Конвенции.