Газета «Советский Сахалин» статья от 17 ноября 2001 года «Давайте не навредим. Шельф: проблемы и суждения»
Начало работ по проекту освоения шельфа «Сахалин-1» все ближе. Потому-то компания «Эксон нефтегаз лимитед» (ЭНЛ) – оператор проекта – начала проводить серию Дней открытых дверей, встреч-консультаций с общественностью, чтобы исправить последние шероховатости в разработках перед их утверждением. Обсуждение проекта с населением прошло уже, как сообщал «Советский Сахалин», в областном центре, на севере Сахалина и в Хабаровском крае – в тех местах, где будут вестись работы по проекту.
Сегодня свою точку зрения на представленные «Эксоном» материалы высказывает Д.ЛИСИЦЫН – руководитель общественной организации «Экологическая вахта Сахалина».
Инициативу оператора проекта мы можем только приветствовать – она действительно дает нам, жителям Сахалинской области, уникальную возможность реально изменить «Сахалин-1» к лучшему. Это показывает опыт реализации крупных нефтегазовых проектов во всем мире. В западных странах механизм встреч с общественностью для обсуждения острых экологических вопросов при более-менее крупномасштабном строительстве давно отработан и действует уже десятки лет. Именно этот механизм позволяет гражданам сохранить среду своего обитания и уберечь ее от разрушения. Активное общественное влияние вынуждает компании реализовывать свои индустриальные проекты с минимальным ущербом для природы и максимальной пользой для населения.
Скажу сразу: «Эксон» предоставил общественности, на мой взгляд, крайне скудный материал, который не дает ясного представления обо всех опасностях проекта и его воздействии на природу. Но есть еще время для работы над ошибками. Прежде чем обосновать нашу позицию, необходимо обозначить позицию разработчиков проекта «Сахалин-1».
НАША СПРАВКА.
Проект «Сахалин-1» разрабатывается консорциумом, в который входят компании «Эксон нефтегаз лимитед» (30 проц. долевого участия), она же оператор проекта; «Содеко» (30 проц.), «Роснефть-Астра» (8,5 проц.), «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (11,5 проц.), «ОНГК Видеш Лтд» (20 проц.).
Что предлагает «Эксон»
Добывать углеводороды консорциум предполагает с двух месторождений – Чайво и Одопту. Месторождение Одопту будет разрабатываться с двух береговых площадок, где в течение 7-8 лет пробурят сеть скважин. Площадки соединят между собой сетью трубопроводов, а рядом с площадкой № 1 будет сооружен береговой комплекс подготовки (БКП) – для обработки добытой нефти.
Месторождение Чайво находится в 12 км от берега Охотского моря. Освоение его предполагается вести как с суши (там пробурят сеть скважин), так и с моря, с помощью морской буровой платформы «Орлан». Она также обустроит на море сеть скважин для добычи нефти и обеспечения технологического процесса. На береговой площадке Чайвинского месторождения построят также жилой блок на 120 человек, а в 8 км от нее – еще один БКП для обработки добываемых ч обоих месторождений углеводородов. Морская платформа «Орлан» и БКП соединятся между собой двумя трубопроводами по 19 км длиной каждый. Из них 11 километров пройдут по морю.
Между БКП обоих месторождений прокладывается сухопутный трубопровод длиной 67 км, а от БКП Чайво трубы через пролив Невельского потянутся к терминалу в порту Де-Кастри, на территории Хабаровского края. Длина нефтепровода до Де-Кастри – 221 км. Разработчики намерены установить отключающие задвижки на нефтепроводе с обоих берегов пролива Невельского, в местах пересечения крупных водных преград, сейсмически активных разломов. Окончательно трассу нефтяного трубопровода определят к концу нынешнего года.
Далее с терминала в материковском Де-Кастри нефть будет загружаться в танкеры и круглогодично перевозиться через Татарский пролив в Японию, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для перевозок углеводородного сырья планируется использовать суда с двойным корпусом, при маневрировании и подходах им будут помогать буксиры. А в самый суровый зимний период проход танкеров обеспечивать станут 4 ледокола. Испытания и отработка оптимальных маршрутов танкерных перевозок намечены на зиму 2002 года.
В целом районы, где будут вестись работы в рамках «Сахалина-1», характеризуются наличием сильных морских течений, интенсивным волнением, изменением уровня моря, сложными ледовыми условиями (торосы и стамухи), а также высокой сейсмичностью. Тут достаточно вспомнить одно только нефтегорское землетрясение. Поэтому в районе строительства объектов нефтедобычи возможны землетрясения, лавины и оползни.
Кроме того – на расположенных рядом с месторождением заливах Чайво и Пильтун гнездятся либо останавливаются при перелетах 355 видов птиц, 10 из которых занесены в Красную книгу РФ. Рядом находится памятник природы – остров Врангеля, а прилегающая к заливу Пильтун акватория – место нагула охотокорейской популяции серых китов, которые занесены в Красные книги России и Международного союза охраны природы как вид, находящийся на грани исчезновения. В зоне воздействия нефтегазового проекта находятся 6 рыборазводных заводов.
Потеря лесных ресурсов от прокладки трубопроводов составит, по оценке разработчиков, 120 га, ущерб животному миру оценен ими в 29 млн. рублей, потери морских биоресурсов – в 102 тонны. Для уменьшения всех этих негативных воздействий консорциум обещает вести строительную деятельность при пересечении водоемов по возможности во вненерестовый период. Некоторые токсичные отходы, большая часть буровых растворов, шлам, пластовая вода и другие технические сточные воды будут закачиваться в подходящие для этого пласты земли. В процессе бурения нефтяники намереваются использовать низкотоксичные буровые растворы на нефтяной основе. Специалисты Института морской геологии и геофизики, проведя по заказу «Эксона» исследования, пришли к выводу: вероятность увеличения сейсмоактивности при закачке буровых отходов весьма незначительна. Надо только производить закачку на рекомендованном удалении от активных разрывов подводных пластов.
Помимо этого планируется постоянный обмен информацией с рыболовецкими предприятиями, с занимающимся оленеводством населением севера Сахалина – с единственной целью: свести к минимуму воздействие на рыбные запасы и на пути миграции северного оленя. Морские сооружения, трубопроводы и безопасные зоны вокруг них будут нанесены на навигационные карты.
Кроме того, контакты с общественностью ЭНЛ планирует поставить на регулярную основу.
Разработчики проекта «Сахалин-1» провели оценку его альтернативных вариантов и пришли к выводу, что варианты, представленные сейчас на обсуждение, – самые оптимальные.
Таким образом, воздействие от проекта оценивается консорциумом как слабое и умеренное. В реализации «Сахалина-1» будут участвовать специалисты с Сахалина и других регионов России. Бюджет области пополнится дополнительными налоговыми поступлениями.
Позиция «Экологической вахты Сахалина»
Поначалу предоставленная информация кажется всеобъемлющей. Но при более пристальном знакомстве с ней возникают вопросы, на которые мы не нашли ответа.
Касается это в первую очередь нефтепровода Одопту – Чайво – Де-Кастри. Он 43 раза пересечет различные нерестовые реки и 140 более мелких водотоков. Каким же образом планирует «Эксон» преодолевать эти преграды? Оказывается, в основном будет использован так называемый «траншейный способ» – поперек русла копают обычную канаву, в нее укладывают трубы, и затем все закапывается обратно. Но такое обращение с нерестовыми реками способно нанести им огромный ущерб.
«Эксон» заявляет, что для смягчения воздействия компания намерена проводить все работы «во вненерестовый период». Однако, по мнению специалистов-ихтиологов, это не слишком поможет – ведь, когда горбуша еще гуляет в далеком море, в реках либо зреет икра, либо мальки скатываются вниз по течению. Да и в какое бы время ни копались через реки канавы, это серьезно ухудшит состояние самих нерестилищ, выведет их из рыбохозяйственных обротов на целые годы.
Между прочим, эти планы сильно расходятся с обычными заявлениями западных компаний о приверженности их самым высоким экологическим стандартам на Сахалине. Для сравнения: знаменитый Трансаляскинский нефтепровод, в строительстве которого участвовал «Эксон», пересекает 834 преимущественно нерестовые реки, однако ни через одну из них не копались никакие траншеи, переходы делались под руслом, но с помощью горизонтального бурения либо, что еще более безопасно, над руслом, на специальных стойках и подвесных системах. А ведь этот нефтепровод был построен еще в 1977 году! Он до сих пор считается одним из самых безопасных в мире, и одной из главных причин тому стало активное участие жителей Аляски в обсуждении этого проекта.
Конечно, рытье траншей через русла нерестовых рек является наиболее дешевым способом прокладки нефтепровода. Но не слишком ли высокую цену заплатят наша природа и наши запасы лосося за экономию средств на безопасных технологиях?
Намерение компании «траншейно» пересекать нефтепроводом нерестовые реки – далеко не единственная экологическая угроза первой стадии проекта «Сахалин-1». То же самое можно сказать и о желании возить громадное количество нефти (до 12 миллионов тонн в год) через Татарский пролив не только летом, но и в зимний период, с помощью ледоколов, и о планах по строительству пирса в самом центре местообитания исчезающих серых китов и о желании закопать весь нефтепровод под землю, что сделает его уязвимым для землетрясений.
Есть еще много спорных решений и планов. В то же время нет ответа на вопрос, как будет защищен подводный участок нефтепровода с месторождения Чайво от стамух – гигантских ледовых образований, способных оставлять борозды на дне глубиной 6 метров. Как нет и тщательного просчета риска и возможных масштабов крупной аварии, связанной с разливом нефти. Ведь во всем мире при вводе в эксплуатацию опасных промышленных объектов эти факторы заранее просчитываются. Причем делают это независимые эксперты. Одобряя «Сахалин-1» без тщательного просчета всех рисков, мы рискуем приобрести «кота в мешке».
Исходя из перечисленного выше, мы считаем, что «Эксон» должен предоставить населению не краткое общее описание своих планов, а полные проектные материалы – за исключением сведений, представляющих коммерческую тайну. При этом надо помнить, что информация экологического характера, согласно российским законам, не может быть секретной. Речь-то идет о безопасности окружающей нас, жителей Сахалина, среды.
Многие проблемы и вопросы по «Сахалину-1» требуют еще доработки. И неправда, что это дело чиновников да специалистов, а не нас, общественников. Просто в России мы еще не привыкли к тому, что с нашим мнением считаются. Что поделаешь – гражданское общество только начинает становиться на ноги. Неудивительно, что общественная активность островитян при обсуждении проекта «Сахалин-1» еще невысока.
Но если мы хотим не только экономического роста, но и сохранения при этом нашей уникальной природы и собственного здоровья, ничего другого не остается, как идти по этому пути. Участвуя в общественных обсуждениях, мы, жители Сахалина, можем реально повлиять на важнейшие решения, можем не допустить больших ошибок и просчетов – как случайных, так и вполне осознанных. Сильно ли радеет нынче за окружающую среду родное государство? Вспомним, например, что в 2000 году был ликвидирован государственный комитет по экологии.
И потому – пока существуют в нашем государстве и на нашем острове такие демократические инструменты, как общественное мнение и свободные средства массовой информации, нужно их использовать. Использовать для того, чтобы на Сахалине не только нефть можно было добывать (а добывать ее, в том числе и в рамках проекта «Сахалин-1», и можно, и нужно), но и жить по-человечески.
Поэтому мы призываем всех сахалинцев, в особенности ученых, знакомых с проблемой, воспользоваться «открытыми дверями» «Эксона», чтобы ознакомиться с материалами по «Сахалину-1» и направить свои предложения по экологическим аспектам руководству компании и в комиссию государственной экологической экспертизы, рассказать о своих видениях проблемы на страницах «Советского Сахалина».
Материалы по проекту есть в областной библиотеке, а также в ряде районных. Предложения граждан «Эксон» принимает до 9 декабря и (надеемся!) учтет их при дальнейшей работе над проектом. Узнать, как правильно все сделать, а также получить дополнительную информацию можно у нас, в «Экологической вахте Сахалина», позвонив в областном центре по телефону 3-21-53.
Надеемся, «Эксон» найдет возможность для ответа и продолжит Дни открытых дверей с помощью прессы.
НАША СПРАВКА.
Проект «Сахалин-1» включает три нефтегазовых месторождения: Аркутун-Даги, Чайво и Одопту. На первой стадии разработки планируется добыча нефти на двух последних месторождениях, на второй стадии – добыча нефти и газа на всех месторождениях. Начало строительства намечено на второй квартал 2002 года, добыть первую нефть предполагается в 2005 году.