Заз Холландер, Anchorage Daily News, :»Исследование связывает катастрофу с сельдью с разливом нефти из танкера «Эксон Валдиз»
Приход новой спутниковой технологии позволил ихтиологам подтвердить то, что они только теоретизировали прежде — что по ночам, далеко от алчных человеческих глаз и охотящихся морских птиц, тихоокеанская сельдь в проливе Принца Уильяма поднимается из глубины к поверхности, чтобы глотнуть воздуха. Такое недавно открытое поведение, как говорят ученые, и может быть тем неизвестным звеном, что связывает нефтяной разлив танкера «Экксон Валдиз» в 1989 году с биологической катастрофой, которая случилась с этой серебристой рыбой, некогда составлявшей треть доходов от рыбодобычи на Аляске.
Исследование было проведено Гэри Томасом и Диком Торном из некоммерческой организации «Научный центр Пролива Принца Уильяма» и длилось шесть лет, оно было частью проекта по оценке состояния популяции сельди, на финансирование которого федеральное правительство выделило 3 миллиона долларов. Деньги поступили из Института по восстановлению экосистем от разлива нефти пролива Принца Уильяма, образованного в 1990 году для изучения длительного воздействия нефтяных утечек на среду. В пятницу ученые доложили о своем открытии на институтском совете. Сообщение, в котором было дано краткое описание исследования, было опубликовано прошлым летом в британском научном журнале «Nature», но Томас и Торн планируют поместить в другом журнале более подробную статью. Ученые все еще не установили прямую связь между беспрецедентным сокращением численности сельди в 1993 году, сегодняшней низкой численностью популяции и случившимся 12 лет назад разливом 11 миллионов галлонов нефти из танкера «Экксон Валдиз». Проведенное исследование скорее поднимает вопрос о самом существовании такой связи. Вплоть до сегодняшнего дня промышленники и ученые спорили по поводу того, затронул ли разлив нефти сельдь, ведь она держится в глубине водных толщ и не касается нефтяной пленки. Однако в новом исследовании показано, каким образом сельдь могла войти в прямой контакт с нефтью.
«Выявлен механизм того, как сельдь с большой вероятностью может соприкасаться с нефтью, — сказал Томас на этой неделе по телефону. — Но сомневаюсь, что мы сможем вернуться в прошлое и доказать, что случилось в реальности 10 лет назад. Вероятно, доказать это абсолютно мы не сможем никогда.»
Исследователи центра использовали гидролокационные наблюдения, чтобы доказать то, что они подозревали еще с 1990 года: поднимаясь из темных глубин с глубины свыше 100 метров, стаи тихоокеанской сельди поднимаются к поверхности, чтобы глотнуть воздуха. Затем они быстро ныряют и погружаются обратно вглубь, что проталкивает воздух в плавательный пузырь, управляющий плавучестью подобно тому резервуару, который имеется у подводных лодок для всплывания. При разливе нефти существенная часть литорали и дна океана, где происходит икромет сельди, оказалась загрязненной нефтью. При разливе нефти с танкера нефть также покрыла и саму водную поверхность пролива, образовав пленку толщиной до 18 см.
Исследования, проведенные Трастовым советом нефтяного разлива Эксон Валдиз (образованного для надзора за 900 миллионами долларов, выделенными компанией «Эксон» на восстановительные цели) показали, что большая часть нефти в проливе к 1991 году разложилась. Однако исследования, проведенные прошлым летом, обнаружили, что нефть все еще сохраняется на сотнях пляжей и кос. Численность популяций сельди в проливе резко снизилась в 70-х годах и начала медленно восстанавливаться, достигнув пика в 1989 году. В 1993 году численность популяции снова значительно упала, в середине 90-х годов восстановилась, достигнув максимума в 1997 году, а затем вновь упала до уровня приблизительно 5 процентов от численности сельди, наблюдавшейся до разлива нефти.
По данным Стива Моффитта, биолога из Департамента рыбы и дичи штата Аляска, базирующегося в Кордове, нерестящиеся популяции находятся на предельно допустимом уровне численности, поэтому с 1999 года штат запретил коммерческую добычу сельди.
Обозленные рыбаки с помощью флотилии своих лодок блокировали движение нефтяных танкеров через пролив, вынудив федеральное правительство профинансировать в 1993 году исследования популяций сельди и горбуши. Сегодня рыбаки продолжают указывать на компанию «Эксон» пальцем. «Сельдь является основанием пищевой цепи. Если ударить по сельди, все остальное тоже придет в движение, — сказал Джон Реннер, старый рыбак из Кордовы. — Эти эффекты, я даже не хочу об этом и думать».
Однако последние открытия не поколебали ученых. «Вероятность того, что нефть сыграла определенную роль в случившейся с сельдью катастрофе, очень мала», — сказал Гэри Марти, специалист по патологии рыб из Университета штата Калифорния в Дэвисе, изучающий болезни сельди, обитающей в проливе.
Марти рассказал, что в 1989 году в тканях сельди были обнаружены углеводороды, но к 1990 году их концентрация вернулась к нормальному уровню. Наиболее вероятную причину сельдевой катастрофы следует искать в естественных подъемах и спадах численности популяций, сказал он. Возможно, что мор сельди был вызван тем, что численность популяции превысила пищевую емкость акватории пролива.
В 1993 году загадочная вспышка вируса уничтожила значительную часть популяции. Прошлой весной исследователи установили, что содержание обычных грибков в сельди также сильно завышено.
Проведя более ранние исследования, Трастовый совет обнаружил, что даже низкие уровни танкерной нефти могут привести к вспышке вирусной болезни, однако исследователи заявили, что не могут точно определить период, в течение которого нефть способна вызвать такую вспышку. Марти сказал, что исследователи нашли некоторые «интересные косвенные взаимоотношения» между сельдью в проливе Принца Уильяма и сходной популяцией сельди в проливе Ситка.
«1988 год оказался удачным для обоих популяций, — сказал Марти. — После нефтяного разлива в проливе не было года лучше. Ситкинская популяция находится в очень хорошем состоянии. Каждый год был крупный улов».
Copyright (c) 2001 The Anchorage Daily News (www.adn.com)
Перевод: Copyright (c) 2001 Staff Ink