Газета «Парламентская газета», Алексей Хорошилов: «Шел «Орлан» по нефть, а попал в шпионы»
Суд да дело
Суд города Советская Гавань вынес решение конфисковать у американской фирмы «Арктик ГеоСайенс Инк» незаконно ввезенную на территорию России аппаратуру двойного назначения.
Около пятидесяти суток три мощных буксира вели из моря Бофорта, что у берегов Аляски, до Советской Гавани буровую платформу «Орлан». С неохотой отправила фирма «Арктик ГеоСайенс Инк» сооружение тридцатиметровой высоты с размахом одной палубы сто на сто метров к берегам Татарского пролива.
Для заокеанских партнеров по разработке нефтегазоносных месторождений на шельфе острова Сахалин предпочтительнее был вариант постановки буровой платформы для оснащения на верфи «Восток» у приморского города Большой Камень, где находится база ремонта российских атомных подводных лодок.
И, может быть, извещение холдинговой компании администрации Амурского судостроительного завода Комсомольска-на-Амуре о том, что технологические особенности проводки платформы к причалу Северного судоремонтного завода требуют оснащения ее аппаратурой GPS новейшей модификации, приняли за ответный каприз, если бы не бдительность специалистов Госсвязьнадзора. Сверхточное навигационное оборудование последнего поколения помимо своей основной функции — определять координаты точек земной поверхности с точностью менее одного сантиметра и передавать полученную информацию на космический спутник — может выполнять и побочные. Потому ей въезд на территорию России запрещен по соображениям государственной безопасности, так как данные могут быть использованы при программировании крылатых ракет.
При подходе «Орлана» к Советской Гавани аппаратура была снята для проведения экспертизы. Вывод специалистов Дальаэроконтроля был однозначен: навигационные приемники сканируют местность с такой точностью, что вся полученная информация автоматически подпадает под перечень сведений, содержащих государственную тайну.
К тому же для проводки платформы разведочного бурения в залив вполне достаточно аппаратуры с менее высокой разрешительной способностью. Более высокого и массивного сооружения нет пока ни на шельфе, ни тем более в акватории залива. На нее приходят полюбоваться местные жители. Особенно впечатляющей выглядит картина ночью, когда зажигаются огни предупреждения на верхней палубе и надстройках, «Орлан» и впрямь кажется гигантской птицей, парящей над водной гладью.
Не такой идиллической выглядела картина в городском суде, куда было направлено дело для справедливого решения. Трудно было провинциальному суду не превратить себя ни в стрелочника, ни в главную фигуру международного скандала. Но действовал он сугубо в пределах правового поля, и потому оказался на высоте положения. Хотя далось это нелегко.
Буквально перед началом разбирательства в городской суд пришло письмо от субподрядчика американской компании — владивостокской фирмы «Трансфес», смысл которого, замаскированный в туманных выражениях, был все же предельно ясен: от решения суда зависит чуть ли не все дальнейшее экономическое сотрудничество между двумя державами. Ведь владелец буровой платформы вкладывает около 1 миллиарда долларов в экономику России. Не менее красноречива была и приписка: весь комплект документов будет передан в генеральное консульство Соединенных Штатов и в администрацию Президента Российской Федерации.
Что такое контракт на выполнение заказов по модернизации буровых платформ в рамках проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 — хорошо знают жители Хабаровского края. Это гарантированная работа на два с половиной года для полутора тысяч специалистов судостроительного завода Комсомольска-на-Амуре, головного подрядчика, и Северного судоремзавода в Советской Гавани, где расположен один из ремонтных участков. На фоне реальных долларовых инвестиций как-то расплывчато просматривается понятие охраны государственных интересов. Ведь всем известно, что некогда закрытые проходные всех самых-самых режимных заводов открывались перед специалистами из потенциальных фирм-инвесторов.
И в то же время жители побережья Татарского пролива хорошо осведомлены о стратегическом значении родного района, пусть и превращенного ныне в свалку и разделочную площадку боевых кораблей и самолетов. И еще не запамятовали о том, что живут на границе, накладывающей отпечаток бдительности.
К тому же для компетентных органов не было секретом, что компания «Арктик ГеоСайенс Инк» неоднократно принимала участие в проектах, связанных с жизнедеятельностью подразделений вооруженных сил США, постоянно дислоцирующихся в штате Аляска. А одним из ведущих специалистов компании по геофизике и дешифровке материалов спутникового видового зондирования поверхности Земли, моделирования и анализа данных является Эрик О.Роджерс, в прошлом офицер структуры стратегического авиационного командования ВВС США.
Конечно, вряд ли кто возьмется утверждать, что у американской компании «Арктик ГеоСайенс Инк» были шпионские намерения. Чтобы доказать злой умысел, нужно схватить за руку в момент передачи секретной информации. Но сейчас не те времена, когда шифрованную депешу доставляли курьеры: подал сигнал на спутник — и вся работа.
И все же нужно отдать должное судьям из провинциального городка: они своим твердым решением показали, что, хоть российский Дальний Восток и нуждается в заокеанских инвестициях, относиться к этой территории как к банановой республике не стоит. Да и для крылатых ракет здесь не сыщется полигона.