Газета «Ведомости», статья: «Деньги СРП проходят мимо»
Напрасно российские чиновники радовались, когда американская Exxon прошлой осенью пообещала инвестировать в нефтегазовый проект «Сахалин-1» $10,5 млрд. Первый крупный — на $978 млн — контракт по этому проекту достался швейцарскому концерну АВВ.
Оцениваемый в $12,8 млрд проект «Сахалин-1» осуществляется по соглашению о разделе продукции (СРП). Он предусматривает освоение трех месторождений северо-западного шельфа Сахалина с запасами в 340 млн т нефти и 420 млрд куб. м газа. Начало добычи ожидается в 2005-2006 гг. Участники «Сахалина-1»: Exxon Neftegas (30%) — оператор проекта, японская SODECO (30%), индийская ONGC (20%), и 20% — у российских компаний «Сахалинморнефтегаз» и «Роснефть-Сахалин».
В октябре прошлого года президент Exxon Neftegas Нил Даффин пообещал премьер-министру Михаилу Касьянову в ближайшие шесть лет вложить в проект «Сахалин-1» $10,5 млрд. В правительстве эту инициативу горячо приветствовали, решив, что вслед за деньгами Exxon в Россию хлынет поток инвестиций. Вице-премьер Виктор Христенко тут же утвердил протокол о возврате участникам сахалинских СРП задолженности по НДС на сумму $68 млн.
Но радость российских чиновников была преждевременной. Миллиарды долларов Exxon не достанутся нашим промышленникам.
Один из крупнейших в мире производителей энергетического и нефтегазового оборудования швейцарский концерн АВВ объявил о подписании с Exxon Neftegas контракта на $978 млн на строительство береговой части нефтегазодобывающего комплекса «Сахалин-1». По словам вице-президента ООО «ABB Lummus Global» Леонида Иванова, по контракту подразделение АВВ в Хьюстоне получит примерно половину этих средств для закупки оборудования на Западе. Остальными деньгами распорядится российская «дочка» АВВ — ООО «АBB Lummus Global», организующее в России тендеры на поставку материалов и оборудования для «Сахалина-1» и на подрядные работы.
По закону об СРП не менее 70% заказов инвестора должно достаться российским фирмам.
Правда, эта норма не распространяется на «Сахалин-1» и «Сахалин-2», утвержденные еще до вступления закона в силу. Но в договоре об СРП Exxon пообещала «стремиться к увеличению доли российских подрядчиков». И представитель компании Гленн Уоллер сказал «Ведомостям», что «к большинству работ, связанных с проектом, будут привлечены российские субподрядчики».
Но российские производители этому не верят и предполагают, что большую часть тендеров выиграют «дочки» АВВ, которые закупят западное оборудование. «Иностранный инвестор не заинтересован размещать здесь свои заказы, — говорит представитель «Северстали». — Тендерные комитеты на Сахалине возглавляют иностранные фирмы, действующие в интересах инвесторов. А правительство и Минэкономразвития получают информацию постфактум, «для галочки». Пусть юридически «дочка» АВВ и зарегистрирована в России, но материалы и оборудование она будет поставлять из Кореи, Японии или Хьюстона».
Леонид Иванов подтвердил «Ведомостям», что в тендерах будут участвовать и российские «дочки» АВВ (их 10). «Но это не значит, что победа будет присуждена им, любая другая российская компания сможет его выиграть, — говорит он. — В наших тендерах участвовали и Shell, и BP, никто из них не может упрекнуть нас в необъективности».
«То, что Exxon заключила договор почти на миллиард долларов с западной компанией, противоречит главной идее СРП — долгосрочным инвестициям в Россию, — говорит зампред думского комитета по природопользованию Константин Ремчуков. — Это позволяет сделать вывод о несовершенстве закона. Примеру Exxon могут последовать и другие инвесторы, ведь закон предусматривает, что 70% заказов на оборудование должно приходиться не на российских производителей, а на российских юрлиц».
«Мы собираемся внести соответствующие поправки в закон об СРП, — обещает руководитель департамента СРП Минэкономразвития Олег Кошиков. — Что же касается «Сахалина-1», где действует «дедушкина оговорка», если Exxon заинтересована работать в России, ей придется поддерживать наших производителей».