Газета «New-York Times», колонка редактора: «Угрожая экологически уязвимому российскому побережью»
Некогда место ссылки царских заключенных и мрачного вдохновения Чехова, остров Сахалин на российском Дальнем Востоке позднее прославился своими чистыми прибрежными водами, богатыми крабом, сельдью и навагой. Сегодня он оказался в центре борьбы, развернувшейся вокруг проектов многонациональных компаний, собирающихся вести добычу нефти и газа у побережий, столь же экологически уязвимых, как и все берега Аляски.
В недавнем расследовании, проведенном «Wall Street Journal», показано, что международные нефтегазовые консорциумы — включая «Эксон Мобил» и группу «Ройял Датч/Шелл» — подошли к Сахалину без тех необходимых природоохранных предосторожностей, которые потребовались бы от них в Америке. Но если в проведении поисково-разведочных работ и добычи нефти на российских побережьях позволен двойной стандарт, то это послужит плохую службу России, биосфере да и самой нефтегазовой промышленности.
Природа России все еще страдает от советской политики индустриализма, разграбившей и истощившей природные ресурсы способами, уже давно не использующимися на Западе. В России есть люди, пытающиеся мобилизовать силы для защиты таких уникальных районов, как северная часть Сахалина. Но западные нефтяные компании обещают деньги, современные технологии и рабочие места. Как подробно рассказывается в расследовании, компании производят свои взрывные работы слишком близко к местам нагула исчезающей охотско-корейской популяции серых китов, а кроме того, планируют продолжать буровые работы в зимний период ледостава в проливе, то есть тогда, когда возможный разлив нефти будет сложнее всего сдержать и ликвидировать. Одной из компаний, кроме того, разрешено сбрасывать буровые отходы в океанические мелководья, а не закачивать их обратно под землю, как требуется на большей части аляскинских побережий.
Компании отрицают обвинения журнала, заявляя, что Аляска и Сахалин имеют разные типы берегов и в связи с этим представляют разные проблемы. Они также настаивают на том, что собираются следовать самым высоким экологическим стандартам, принятым в мировой практике. Их операции определенно чище, чем на российских нефтяных вышках. Однако международные компании и природоохранные организации все еще осторожно кружат вокруг друг друга, надеясь прийти к соглашению, которое бы содействовало оптимальному и экологически неистощимому освоению ресурсов. Если западные нефтяные компании, остановленные на Аляске, считают Россию «дешевой женщиной», они должны быть осторожны, и не портить это удаленное место. Потому что это может вызвать нарушения среды далеко за пределами Сахалина.