Газета «Советсткий Сахалин» от 18.11.2002 г., Е. Аверин: «О чем не могут спросить серые киты»
Недавно российские и американские ученые завершили очередной сезон исследований краснокнижных серых китов в заливе Пильтун, вблизи от мест разработки морских нефтегазовых месторождений. Согласно полученным результатам, в общей сложности возле сахалинских берегов обнаружено 106 особей этого вида. Но сейчас, отмечают американские специалисты Р. Броунелл, Д. Веллер и наш соотечественник с Камчатки А. Бурдин, реальная их численность колеблется от 66 до 97 особей. Исследования, ведущиеся с 1995 года, позволили пометить практически всех китов. Но каждый год в стаде недосчитываются нескольких из помеченных ранее морских млекопитающих. Сравнение данных за последние 7 лет приводит к выводу, что количество китов в обитающей у наших берегов охотско-корейской популяции практически перестало расти. И в ней очень мало самок, способных давать потомство. Ученым удалось сделать снимки, позволяющие убедиться, что некоторые киты находятся в истощенном состоянии. Все это достаточно тревожные симптомы, подчеркивают исследователи и руководитель «Экологической вахты Сахалина» Д. Лисицын.
Назвать все причины, влияющие на ухудшение состояния охотско-корейской популяции, невозможно. Во всяком случае, сейчас. Нельзя сбрасывать со счетов и браконьерский промысел — уже известны случаи, когда мясо серых китов обнаруживалось на рыбных рынках Японии. Но нельзя не сказать и о том, что немалое негативное влияние оказывают на морских животных работы по освоению шельфа. Ведь идут они вблизи залива Пильтун, являющегося их кормовой базой летом и осенью. Давно уже доказано, что китов серьезно пугает создаваемый механизмами шум. Из-за этого они уходят с привычных мест своего обитания. Подобное сосуществование ставит вопрос о выживании китов достаточно остро и заставляет искать компромиссные варианты, чтобы добыча углеводородов не поставила крест на краснокнижных морских животных.
Разумеется, нельзя сказать, что «Сахалинская энергия» игнорирует проблему их сохранения. Нынешней весной, например, общественности была представлена разработанная этой нефтегазовой компанией программа по смягчению воздействия на серых китов производственной деятельности. Но, как считает Д. Лисицын, сама эта программа далека от совершенства и потому не признана международными научным и природоохранным сообществами. Недавно активисты общественных природоохранных организаций Сахалина, других дальневосточных регионов, а также Забайкалья вместе с коллегами из Южной Кореи и Японии высказали в своем письме в «Сахалинскую энергию» ряд замечаний по разработанным ею мероприятиям. Вкратце претензии их сводятся к следующим позициям.
Из программы, пишут авторы, неясно — как будут адаптироваться и меняться технологии, если выяснится, что они вредно влияют на краснокнижных обитателей залива Пильтун. К тому же «Сахалинская энергия» рассматривает воздействие только от работ по первому этапу проекта «Сахалин-2», притом что работы по второму его этапу уже набирают обороты и не могут не оказать влияния на залив.
Надо учитывать и то, что начинаются подготовительные работы по другим шельфовым проектам. А все морские нефтегазовые месторождения Сахалина находятся вблизи от места летнего и осеннего откорма охотско-корейской популяции, которое вытянуто на 100 километров в длину и на 10 километров в ширину. В этих пределах как раз предполагается создать морской заказник, статус которого позволит ограничить хозяйственную деятельность и создать благоприятные условия для китов.
Однако в плане «Сахалинской энергии» этот важный момент в расчет совершенно не берется. Кстати, отмечает руководитель «Экологической вахты Сахалина», госкомрыболовство высказалось однозначно против создания подобной охраняемой территории на северо-востоке Сахалина, а министерство природных ресурсов свою позицию еще не определило.
Наконец, указывают авторы письма, программу сохранения серых китов делали по заказу «Сахалинской энергии» консультанты компании LGL, финансово заинтересованной в контрактах с разработчиками шельфа. Поэтому указанная выше программа нуждается в проведении независимой научной экспертизы. Да и в целом исследования по этой проблеме возле мест нефтегазовых разработок ведутся разрозненно, некоторые работы дублируются. В дополнение ко всему прочему, пишут экологи-общественники, они никак не ожидали, что подача отзывов о программе «Сахалинской энергии» будет ограничена сроком 16 августа с. г. Когда же компания сообщила об этом, многие специалисты находились на выезде, на полевых исследовательских работах. Так что обстоятельного и предметного разговора о серых китах не получилось.
Обо всем этом специалисты намерены вести речь на конференции, которая должна состояться в следующем месяце в Южной Корее, сообщил Д. Лисицын. Организаторы ее очень надеются, что нефтяные компании тоже будут в числе участников конференции и внесут изменения в принципы своих действий. В частности, включат меры по охране китов в свои планы борьбы с нефтяными разливами. А также не будут вести строительство любых гидротехнических сооружений в районе летнего откорма китов (в пределах 12 миль от берега), откажутся от сейсморазведки и других геофизических работ на расстоянии 25 миль от берега во время пребывания животных у берегов Сахалина.
Нужно, кроме того, добиться, чтобы программа сохранения серых китов была одобрена международной китобойной комиссией. Тогда можно будет говорить об эффективности разработанных мер. И о том, что совместными усилиями можно будет сохранить малочисленное стадо во многом уникальных морских млекопитающих. Ведь разработка шельфа и сохранение природного разнообразия не должны исключать друг друга.