Газета «Регион»,Владимир Семенник: «Старая сказка о сжиженном газе»
Уже больше недели многие российские и зарубежные СМИ выдвигают свои версии по поводу сенсационных высказываний исполнительного директора компании «Сахалин Энерджи» Стивена Маквея, прозвучавших в Лондоне на конференции «Нефть и газ Сахалина». В частности, он заявил, что участники консорциума готовы приостановить реализацию проекта «Сахалин-2», если не будут решены спорные вопросы в российском законодательстве. «СРП дает нам право строить трубопроводы и продавать газ.
Вместе с тем по другим российским законам правительство имеет право устанавливать тарифы на прокачку и регулировать отпускные цены на газ», – цитирует С.Маквея газета «Ведомости».
Напомню, что о завершении 1-го этапа проекта «Сахалин-2», в который инвестировано $2 млрд., «Сахалин Энерджи» объявила еще нынешним летом. Значит, вот-вот должен начаться 2-й этап, по идее гораздо более выгодный для Сахалина, так как именно в его рамках нам обещают протянуть долгожданные трубопроводы, по которым с севера на юг острова пойдут нефть и газ. А также – построить завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) в поселке Пригородное. Инвестиции во 2-й этап должны составить $8,5 млрд.
Вот и цена вопроса – получим мы обещанное или нет?
К сожалению, сам автор неожиданных высказываний еще не вернулся из Лондона, поэтому невозможно узнать из первых уст, что же он конкретно имел в виду. Правда, в официальном пресс-релизе «Сахалин Энерджи» говорится, что предположения СМИ о намерениях компании свернуть работы по 2-му этапу не соответствуют действительности. Опять, мол, виноваты журналисты, которые все неправильно поняли, хотя в словах г-на Маквея не было даже намека на угрозу «уйти с шельфа».
В пресс-релизе сказано:
«Выступление С.Маквея затрагивало ряд проблем, с необходимостью решения которых «Сахалин Энерджи» столкнулась в ходе реализации 2-го этапа проекта «Сахалин-2». Одна из наиболее важных проблем – это вопрос противоречий между условиями Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» и некоторыми нормами российского законодательства. «Сахалин Энерджи», равно как и российской стороне, известно, что данный вопрос не является новым. Он требует скорейшего решения, если мы хотим, чтобы работы по проекту шли в соответствии с графиком, что и было настоятельно подчеркнуто г-ном Маквеем. «Сахалин Энерджи» уверена, что в ближайшем будущем компания сможет решить вопросы правовой стабилизации, и в настоящее время не намерена отказываться от своих планов по освоению месторождений сахалинского шельфа».
В таком же бодром тоне составлен и пресс-релиз сахалинской областной администрации. Дескать, нет повода для волнений, скоро все законодательные противоречия будут устранены и мы станем получать златые горы, поставляя соседним странам сжиженный газ.
За всеми этими маневрами трудно понять, что происходит на самом деле. Например, почему вообще был допущен публичный нажим руководителя иностранной компании на российских законодателей? Ведь если убрать все «дипломатические обороты», суть высказываний С.Маквея такова: правительство и Госдума срочно должны создать консорциуму особые удобства в работе, иначе – не будет ни инвестиций, ни трубопроводов, ни златых гор!
По мнению известного ученого, доктора химических наук, профессора Юрия Яна, который прекрасно знает ситуацию на рынке энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, «Сахалин Энерджи» просто ищет способ, как сохранить лицо. Компания вынуждена прекратить реализацию шельфового проекта, но хочет, чтобы виноватыми в этом выглядели мы сами.
Реальных же причин остановки несколько.
Самая главная – сахалинский сжиженный газ просто некому продавать. До сих пор не заключено ни одного контракта на его поставку, а без этого консорциум не получит кредитов ни в одном банке. Ближайший потенциальный покупатель – Япония, но она обеспечила себя СПГ до 2010 года. А к 2008 году планируется завершить строительство подводного газопровода на Хоккайдо по проекту «Сахалин-1», причем голубое топливо с этих месторождений обойдется японцам на порядок дешевле. Спрашивается: зачем им покупать дорогой СПГ, везти его через пролив, тратить средства на разжижение, если можно будет прекрасно обойтись без этих хлопот?
Более того: Япония все активнее готовится к скорому переходу на широкое использование в энергетике экологически чистого альтернативного топлива-диметилэфира (ДМЭ). Теплотворная способность этого химического вещества, получаемого из метана, в полтора раза выше, чем у СПГ, есть и ряд других важных преимуществ. Если 1 кВт/ч электроэнергии, полученный при сжигании СПГ, стоит 10 иен, то использование ДМЭ снижает цену до 7 иен. Поэтому сейчас Япония строит в разных странах 8 собственных заводов по производству ДМЭ и намерена в ближайшие годы довести его долю в энергетике до 20-30 процентов.
Похожая ситуация со спросом на СПГ и в других развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, государственная компания «Кореан Газ Корпорейшн» (основной поставщик голубого топлива в Южной Корее) тоже пока не видит надобности покупать сахалинский сжиженный газ. Хотя во время визита к нам руководителей этой компании губернатор И.Фархутдинов пытался взывать к их национальным чувствам, убеждая гостей, что, заключив контракт с «Сахалин Энерджи», они помогут повысить уровень жизни 42 тысяч сахалинских корейцев. Но даже этот «козырь» на переговорах не помог: нести убытки из патриотических побуждений гости не пожелали.
Кстати, в Южной Корее интерес к альтернативному топливу тоже с каждым годом выше. А всего в странах АТР, по прогнозам японских ученых, годовое потребление ДМЭ к 2010 году вырастет до 167 млн. т. К этому времени потребность в сжиженном газе будет на уровне лишь 100 млн. т.
Есть и еще один малоизвестный факт, который сводит на нет шансы сахалинского СПГ на зарубежном рынке. Дело в том, что на шельфе южной части острова Хонсю обнаружены гигантские залежи газогидрата – 7,4 триллиона кубометров, более половины мировых запасов! Это вещество представляет собой жесткое соединение молекул воды и метана. Правда, пока не придуман способ, как их безопасно разделить, чтобы можно было получать газ в промышленных объемах. Но японское правительство уже выделило $500 млн. на исследования, к которым подключились ведущие научные силы страны. Поставлена задача начать в 2010 году коммерческую добычу метана из месторождений газогидрата. Если это произойдет, Япония обеспечит себя (да и соседей по региону) собственным голубым топливом на 100 лет вперед.
Ну и как после этого верить, что у сказки о сахалинском сжиженном газе будет счастливый конец?
Не лучше ли нашим властям, пока не поздно, найти не сказочный, а реальный вариант использования минерально-сырьевых богатств шельфа – на благо всем жителям области?