Газета «Советский Сахалин»: «ЖЕМЧУЖИНА ТИХОГО ОКЕАНА. Взгляд со стороны»
Природные, естественные ресурсы лососевых рыб сокращаются по обе стороны тихоокеанской дуги. Причин тому несколько. Прежде всего, это уменьшение числа нерестовых рек, как законный, так и браконьерский вылов рыбы, деятельность рыбоводной отрасли и глобальные изменения климата. Сокращение лососевого стада, в свою очередь, оказывает мощное воздействие на морские и пресноводные экосистемы северных районов Тихого океана. Лососи — высокоценный ресурс в экономическом, рекреационном и культурном отношениях и справедливо считаются основным пищевым продуктом в пресноводных и морских водоемах. Одним словом, они — одна из основ местной жизни, в том числе и существования на этих территориях человека. А потому человечеству следует разумно и ответственно подойти к проблеме сохранения целостных лососевых экосистем.
Международный центр дикого лосося не отрицает эксплуатацию этих ресурсов, особенно когда это приносит доход местным сообществам. Возможны и экотуризм со спортивным рыболовством, и рыболовство для собственного пропитания, и коммерческое рыболовство. Однако такая деятельность должна проводиться одновременно с обеспечением защиты популяции лососей. Сохранение экосистем всегда обходится дешевле, чем их восстановление после хищнического разрушения, и обеспечивает долгосрочную экономическую поддержку местным сообществам и региональным властям.
При развитии же в будущем ситуации по наихудшему сценарию сохранившиеся дикие популяции станут генетическим банком для восстановления истощенных до предела морских рыбных ресурсов.
Не случайно в последнее десятилетие резко возросло внимание к концепции создания охраняемых ареалов лосося. Она отнюдь не нова. Еще в 1892 году в ассоциацию американских рыбопромышленников поступало предложение учредить лососевые заповедники. Новая волна активности по созданию охраняемых зон была вызвана тревогой в связи с сокращением популяций лососевых рыб и ухудшением экологической ситуации в ареале их обитания. В частности, биологи из Соединенных Штатов предлагают широкий спектр природоохранных мер — от защиты участков внутри крупных нерестовых рек (в т.ч. прибрежных буферных зон, зон развития молоди, ключевых водоразделов) до взятия под охрану бассейнов рек полностью. И, надо сказать, в зоне обитания тихоокеанских лососей сегодня уже существуют различные категории охраняемых территорий. Сюда входят морские природные заповедники, парки, заказники и прибрежные буферные зоны. Во многих из них предпринимаются значительные усилия по охране природных ареалов лососевых рыб, и они де-факто считаются охраняемыми лососевыми территориями. Но за редким исключением все они не располагают в полной мере идеальными для лосося гидрологическими условиями, поймами и руслами, способствующими нормальному нересту и выходу молоди в океан. Как не застрахованы они и от ущерба при хищническом рыболовстве.
И тут замечательным исключением является сахалинский заказник «Восточный». Он оберегает бассейны двух впадающих в океан рек — Вентери и Пурш-Пурш — и вплотную примыкает к морскому ареалу лососевых. Здесь нет рыбоводных заводов, не ведется промысловое рыболовство. На территории заказника располагаются первозданные реликтовые леса — одни из последних сохранившихся на Сахалине. Здесь не ведется разработка лесных ресурсов либо иная хозяйственная деятельность. Доступ человека в заказник строго ограничен. Перечисленные условия являются идеальными для сохранения популяций лососевых. Это абсолютно соответствует классификации IUCN (Всемирный союз охраны природы) — охраняемой природной территории по категории 1b и самому высшему уровню по нормативам центра дикого лосося для охраняемых зон. Мы приводили заказник «Восточный» в качестве примера при описании идеального заповедника для лососевых в ходе различных международных саммитов, в том числе на конференции по охраняемым зонам обитания северотихоокеанского лосося, всемирном саммите по лососевым, ежегодном совещании американского общества рыбопромышленников и на заседаниях фонда тихоокеанского лосося.
Но самое главное — «Восточный» является сегодня чуть ли не единственным подобным уникальным убежищем для диких лососевых в современном мире. Другие охраняемые территории могут также охватывать целые бассейны рек, но сегодня, кроме заказника «Восточный», остались считанные единицы таких, которые в той или иной степени не страдают от коммерческого рыболовства. Уникальное положение «Восточного» может послужить примером эффективного управления оздоровлением экосистем по защите лососевых и иной водной фауны для всех стран Тихоокеанского региона.
Международный опыт показывает, что есть множество охраняемых территорий, но в настоящее время заказник «Восточный» находится, быть может, ближе всего к дикой природе лососевых и в наибольшей степени на планете способен обеспечить надежное убежище для этих бесценных рыб. Поскольку сегодня международное сообщество стремится к тому, чтобы усилить охрану и мониторинг лососей в Тихоокеанском регионе, Сахалин имеет возможность стать лидером в защите лососевых для всего мира, который, будем надеяться, последует ему, используя заказник «Восточный» как модель.
Д. МАРТИН.
(Международный центр дикого лосося, Орегон, США).
НАША СПРАВКА
Центр дикого лосося является международной неправительственной организацией, занимающейся изучением и защитой природных лососевых экосистем в зоне Тихоокеанского региона. Основные задачи — выявление последних наиболее сохранившихся естественных мест обитания тихоокеанских лососей и разработка научно обоснованной и долгосрочной стратегии охраны этих исключительных зон биологического разнообразия в условиях экономической эксплуатации их запасов. Работает на основе партнерства с университетами, правительственными учреждениями и частными организациями России, Канады, Японии и Соединенных Штатов.