Сейсмические риски для нефтегазовых объектов «Сахалин Энерджи» на Сахалине. Буклет РОО «Экологическая вахта Сахалина»
Проект «Сахалин-2» включает добычу нефти и газа на северо-восточном шельфе Сахалина с трех морских платформ и прокладку нефтепровода и газопровода с севера на юг острова. На побережье залива Анива планируется возвести крупнейший в мире завод по сжижению природного газа (СПГ), построить нефтеналивной терминал и причал для перекачки СПГ на специальные суда-газовозы. Нефть будет круглогодично отгружаться на танкеры грузоподъемностью до 105 000 тонн с выносного причального устройства, расположенного в 4 км от берега. Предполагается вывозить на экспорт 6-8 млн. тонн нефти и 9,6 млн. тонн СПГ ежегодно. Оператор проекта – компания «Сахалин Энерджи», зарегистрированная на Бермудских островах, ее акционеры – компании «Ройял Датч/Шелл» (Нидерланды/Великобритания), Мицуи и Мицубиси (Япония). Проект угрожает масштабным воздействием на окружающую среду (прежде всего, на сахалинские нерестовые реки, запасы лососевых и популяцию уникальных серых китов), а также на рыболовство в регионе и уклад жизни коренных малочисленных народов севера. Танкерная транспортировка нефти несет большой риск крупного разлива нефти в заливе Анива и проливе Лаперуза. Вся продукция проекта Сахалин-2 предназначена исключительно на экспорт. Проект развивается на основе Соглашения о разделе продукции с крайне невыгодными для России экономическими условиями.
Землетрясения как угроза подземным трубопроводам
«Сахалин Энерджи» планирует построить нефтепровод и газопровод с северо-восточного шельфа Сахалина до пос. Пригородное на юге острова полностью под землей (трубы будут закопаны в среднем на глубину 1 м). Наибольшую угрозу окружающей среде Сахалина представляет подземный нефтепровод. Длина нефтепровода составляет 807 км, диаметр трубы 610 мм, объем ежегодно прокачиваемой нефти 6-8 млн. тонн. Согласно «Карте инженерно-геологического районирования с оценкой опасности от геологических и инженерно-геологических процессов», подготовленных НПФ «Экоцентр МТЭА» в 2002 году для ТЭО строительства проекта «Сахалин-2», этап 2, вся трасса сухопутных трубопроводов пролегает в зонах 8-9 балльной сейсмичности и 55 раз пересекает 44 тектонических разлома различных типов (сбросы, сдвиги, надвиги, взбросо-сдвиги, взбросо-надвиги). Кроме того, еще 5 разломов, хотя и не пересекаются трубопроводами, но проходят в непосредственной близости от их маршрута. Именно разломы являются теми участками земной коры, где сосредоточены очаги землетрясений, и на поверхности которых при землетрясении происходят различные разрывные смещения участков почвы. При этом при сильных землетрясениях на поверхности земли даже остаются трещины в несколько метров шириной. Тем самым, частые на Сахалине землетрясения в совокупности с пересечениями нефтепроводом наиболее активных и опасных при землетрясениях участков (разломов) неизбежно вызовут большие и малые повреждения подземных труб, связанные с различными по размеру утечками нефти.
В мае 1995 года на северо-востоке Сахалина произошло разрушительное землетрясение, которое стерло с лица земли пос. Нефтегорск и стало причиной гибели более чем 2000 человек. Это землетрясение показало, что при сейсмических подвижках земной коры в этом районе возможны очень сильные горизонтальные и вертикальные деформации грунтов, что может стать причиной множественных порывов трубопроводов и катастрофических последствий для окружающей среды. Например, в результате Нефтегорского землетрясения, по свидетельству очевидцев и сотрудников компании «Сахалинморнефтегаз», произошло более 200 разрывов магистрального нефтепровода, идущего с Сахалина на материк и принадлежащего упомянутой компании. Вытекшая при этом нефть загрязнила огромную территорию. Конечно, сильные сейсмические катастрофы, подобные Нефтегорской, случаются крайне редко. Однако, повредить подземную трубу и вызвать небольшую утечку нефти может и совсем небольшое землетрясение.
При эксплуатации подземных трубопроводов (по сравнению с надземными) сильно затруднен контроль за их состоянием и значительно снижена возможность быстро выявить и ликвидировать порыв в трубе. А небольшая утечка иногда может продолжаться многие месяцы – до тех пор, пока вытекающая из трубы под землей нефть не найдет выхода на поверхность земли, либо в нерестовую реку или в водозабор близлежащего поселка. Предел чувствительности аппаратуры для выявления утечек, которую «Сахалин Энерджи» планирует установить на своем нефтепроводе, ограничен 1% от объема прокачиваемой нефти – т.е., утечку, составляющую менее 1%, аппаратура обнаружить не может. Это означает, что ежегодно 60–80 тысяч тонн нефти из 6-8 млн. тонн, идущих по трубе, могут вытекать незаметно для систем контроля (до тех пор, пока просто не станут видны), загрязняя почву и в конечном итоге попадать в водозаборы, реки, заливы или прибрежные участки моря. Нефтепровод «Сахалин Энерджи» будет пересекать около 1100 рек, ручьев и озер. Учитывая, что практически все реки на Сахалине являются нерестовыми для лососей, а заливы и прибрежные морские участки играют ключевую роль в воспроизводстве множества видов ценных биоресурсов, решение о подземной прокладке нефтепровода в совокупности со столь низкой чувствительностью аппаратуры создает недопустимую опасность для окружающей среды и рыболовства. Но, пожалуй, наибольшая опасность грозит подземным водозаборам 13 населенных пунктов вдоль трассы нефтепровода (среди них такие, как Арги-Паги, Молодежное, Смирных, Гастелло, Лермонтовка и др.), а также густонаселенной Сусунайской долины. «Сахалин Энерджи» не предусматривает абсолютно никаких мер по ликвидации подземных нефтяных загрязнений (что и неудивительно, поскольку это практически невозможно). То есть, в случае продолжительной подземной утечки вблизи водозабора грунтовых вод, тысячи людей могут остаться без собственного источника питьевой воды, а загрязненный водоносный горизонт будет на десятилетия потерян. Жители Иркутской и Пермской областей на собственном опыте знают, к чему могут привести небольшие утечки на подземных нефтепроводах – на протяжении ряда лет население нескольких поселков вблизи магистральных нефтепроводов в этих регионах вынуждено потреблять загрязненную нефтью воду.
Что предлагает «Сахалин Энерджи» в ответ на сейсмические риски?
Для защиты трубопроводов от землетрясений «Сахалин Энерджи» намерена укладывать трубы в траншеи со специальной трапециидальной конструкцией и засыпать их легко деформирующимся грунтом (песком, торфом и пр.). В зонах тектонических разломов будут применяться «компенсаторы специальной конфигурации», и трубопровод будет построен зигзагом. Предполагается, что все это позволит трубе двигаться под землей в случае сейсмических деформаций грунта и т.о., сохранит ее целостность. Кое-где для защиты от просачивания нефти в почву будет устраиваться глиняный замок непосредственно в траншее, в нескольких местах труба будет укладываться в дополнительном защитном кожухе. При этом, не существует никаких гарантий, что целостность глиняного замка или дополнительного кожуха (как и самой трубы) в случае землетрясения не будет нарушена. Кроме того, при переходе через некоторые наиболее крупные реки на каждом берегу будут установлены аварийные задвижки, которые, однако, не будут срабатывать при небольших утечках (ниже предела чувствительности аппаратуры контроля за утечками), сколь долго бы они ни продолжались. «Сахалин Энерджи» утверждает, что все ее трубопроводы на Сахалине будут построены «по последнему слову техники», однако мировой опыт показывает, что в зонах повышенных сейсмических воздействий нефтепровод должен строиться совершенно иным способом. Лучшим тому доказательством является Трансаляскинский нефтепровод.
Трансаляскинский нефтепровод – пример наиболее безопасных технологий
Трансаляскинский нефтепровод (ТАН), пересекающий штат Аляска с севера на юг, был построен в 1977 г. При проектировании ТАН ведущие сейсмологи и геологи США оценили, что во избежание серьезных катастроф, нефтепровод, пересекающий 3 активных тектонических разлома, должен выдержать землетрясения силой до 8,5 баллов. Для этого ТАН был проложен над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими трубе скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и, при помощи специальной гравийной подушки, на 1,5 метра вертикально. Кроме того, зигзагообразная линия прокладки трубы позволяла ей «растягиваться» и «сжиматься» при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также и при температурном расширении металла. Такие технологии позволили нефтепроводу двигаться вместе с подвижками земной коры и оставаться при этом целым.
«Сахалин Энерджи» часто объясняет прокладку ТАН над землей наличием на Аляске вечной мерзлоты, утверждая, что в районах, где вечной мерзлоты нет, аляскинский нефтепровод закопан под землю. Это действительно так, но это лишь часть общей картины. Иностранные нефтяники никогда не говорят сахалинцам, что на Аляске существуют участки, где нефтепровод также построен над землей, несмотря на отсутствие там вечной мерзлоты – это районы пересечения активных тектонических разломов. Только в этих местах при отсутствии мерзлоты труба покоится не на высоких стойках (спроектированных для защиты вечной мерзлоты от таяния), а на рельсах, лежащих на поверхности земли.
В ноябре 2002 года один из трех разломов, пересекаемых Трансаляскинским нефтепроводом (Денали – крупнейший разлом Аляски), проявил свою активность – произошло землетрясение силой 7,9 балла по шкале Рихтера. Во многих местах труба съехала на край рельс, где-то сломались поперечные перекладины стоек, но нефтепровод остался цел – исключительно благодаря своей необыкновенной подвижности, обеспеченной расположением над землей и высокотехнологичной конструкцией.
Как сделать Сахалинский нефтепровод более безопасным?
Для надежного предохранения трубы от разрывов при смещениях земной коры необходимо на Сахалине прокладывать весь нефтепровод над землей, с использованием специальных стоек со скользящими компенсаторами или на металлических рельсах, как это сделано на Аляске. За много лет эксплуатации эти устройства много раз спасали аляскинский нефтепровод от разрывов, а окружающую среду от ядовитого воздействия нефти. Кроме того, необходимо прокладывать нефтепровод зигзагообразной ломаной линией для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы. Регулярные визуальные осмотры всей трассы надземного нефтепровода позволят обнаружить любую, даже самую малую утечку намного быстрее и точнее, нежели любая аппаратура, а ликвидировать разлив на поверхности земли при соответствующем техническом оснащении не составляет большой проблемы – в отличие от подземного нефтяного разлива.
Подземная прокладка нефтепровода через участки активных тектонических разломов противоречит действующим российским стандартам. Так, пункт 5.37 Строительных норм и правил «Магистральные трубопроводы» (СНиП 2.05.06-85, Москва 1997) устанавливает обязательную норму: «на участках пересечения трассой трубопровода активных тектонических разломов необходимо применять надземную прокладку». Однако, компании «Сахалин Энерджи» удалось получить одобрение российских чиновников на разработку особых «Специальных технических условий проектирования (СТУП)» для этапа 2 проекта «Сахалин-2», что позволило ей обойти общие строительные правила нашей страны и сэкономить таким образом немалые средства на нашей безопасности.
Сейсмические риски для других объектов «Сахалин Энерджи»
Две планируемые морские платформы «Сахалин Энерджи» на северо-восточном Сахалине расположены в зоне 9-балльной сейсмичности. Завод по сжижению природного газа и нефтеналивной терминал на юге Сахалина в п. Пригородное находятся в 8-балльной зоне, а прямо через участок, отведенный под строительство, проходит несколько тектонических разломов, в т.ч. разлом с неустановленным характером смещений. Производство и хранение СПГ крайне взрывоопасно. Как поведут себя участки земной коры в случае землетрясения силой 6-7, а тем более 8 баллов, что будет при этом с заводом и терминалом, каков риск взрыва и какими могут быть возможные последствия – на все эти вопросы нет ясного ответа.
Высокая сейсмическая активность земных недр подвергает большой опасности эксплуатацию нефтегазовых объектов «Сахалин Энерджи» и увеличивает риск аварий, грозящих катастрофическим воздействием на окружающую среду. Только применение наилучших технологий сейсмоустойчивости всех конструкций, и прежде всего надземная прокладка нефтепровода, может предотвратить отравление нефтью подземных водозаборов, нерестовых рек, заливов и прибрежных вод морей!