Газета «Советский Сахалин», Я.Сафонов: «Большая нефть и большая … вошь»
Сплошное безобразие — так кратко можно сформулировать впечатление от информации, прозвучавшей 31 марта на пресс-конференции в администрации области. Речь шла о том, что в связи с активизацией работ по освоению шельфа санэпидблагополучие как населения, так и самих участников работ оказалось под угрозой. Собравшиеся журналисты в основном внимали выступавшим: вице-губернатору Л. Шубиной, и. о. главного государственного санитарного врача по Сахалинской области Б. Дарижапову и начальнику областного департамента здравоохранения И. Золотухину. Вопросов было немного, потому что картина ясная: тревогу бить пора. Не совсем, правда, ясно, почему «пора» стало сегодня, а не раньше?
По словам Б. Дарижапова, нарушения российского санитарного законодательства совершают как мощные операторы шельфовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», так и подрядчики, но в большей степени — субподрядчики. ЦГСЭН уже вынес 15 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, составил 15 протоколов, отстранил от работы 15 человек. Что скрывается за этими цифрами? Несколько примеров для наглядности. Строительство вахтовых поселков ООО «Востокнефтепроводстрой» и ООО «Сахалин инвестмент» (оба в Ногликском районе) начато при несогласованных проектных решениях. Практикуется введение в эксплуатацию жилых зданий с неготовыми к работе системами водоснабжения, водоотведения, пищеблоками и медпунктами. Санэпидслужба не подписала акты приемки в эксплуатацию пускового комплекса поселка на 1500 мест в Ногликском районе на площадке объединенного берегового технологического комплекса, равно как и городков строителей в Туманове (Макаровский район) и Оноре (Смирныховский район).
Недавно изрядно нашумела история с пищевым отравлением работников ЗАО «Тайгер Амур», занятых на строительстве завода СПГ в Пригородном. Теперь выясняется, что еще раньше имело место распространение педикулеза в общежитии этой же компании. Или такой эпизод: в феврале компания «БЕТС Б. В.» завезла в порт Корсаков радиоизотопный прибор, работающий с использованием радионуклидов цезия и стронция. Выяснилось, что у компании нет разрешительных документов на право работы с этим прибором, сам же он — источник ионизирующего излучения, причем уровень этого излучения более чем в 100 раз выше фонового. Вот вам (а точнее — нам) — «бомба» замедленного действия! Сейчас эксплуатация прибора запрещена, оформляются документы на вывоз его за пределы области. Всего же на территории Сахалинской области находится 156 объектов, использующих источники ионизирующего излучения. У ЦГСЭН есть большие претензии к Сахалинской углеразведочной экспедиции, компаниям « Краснодарнефтегазстрой» и «Татнефтепроводстрой». Много чего нарушают: не проводят производственный лабораторный контроль, игнорируют правила транспортировки источников ионизирующего излучения, не имеют средств индивидуальной дозиметрии, не имеют инструкций о радиационной безопасности…
А еще персонал принимается без документов, подтверждающих наличие прививок. Не готовы к проведению вакцинации работников против туляремии в Смирныховском, Поронайском, Макаровском районах. Нет системы вакцинопрофилактики персонала, в том числе против клещевого энцефалита, дифтерии, столбняка, вирусных гепатитов, гриппа.
Что же предпринимается для разруливания сложившейся ситуации? И. Золотухин утверждает, что не бездействовала администрация области, с письмами загодя к операторам шельфовых проектов обращалась, рекомендовала, в частности, выработать стройную концепцию медицинского обеспечения «Сахалинской энергии». Но к рекомендациям операторы не прислушались. А в прецеденте с пищевым отравлением в Корсакове Игорь Леонидович усматривает отнюдь не случайность, а явление закономерное — дескать, с таким подходом к работе с персоналом от подрядчиков и субподрядчиков можно ожидать подобных сюрпризов и в дальнейшем.
На вопрос, что делать, Л. Шубина проинформировала, что уже состоялось заседание санитарно-противоэпидемиологической комиссии администрации области, на котором намечен ряд жестких мер по отношению к нарушителям. «Кое-кто из подрядчиков, имевший опыт работы в Северной Африке, развивающихся странах, очевидно, решил перенести тот же подход и на сахалинскую землю. Это не пройдет — так себя вести мы не позволим, нужно соблюдать российские законы, — резюмировала вице-губернатор. — Время поисков компромиссов прошло, нужно ужесточать контроль».