Газета «НЛО», статья Артема Петрова: «Им не до наших страданий. Изнанка шельфа»
В прошедший понедельник жители п.Озёрский попытались блокировать движение на трассе от Корсакова до Пригородного, где строится завод СПГ. Людей подвигло на столь отчаянный шаг безобразнейшее отношение строителей к пользованию единственной дорогой, связывающей посёлок Озёрский с областным и районным центрами.
Большегрузные автомобили, доставляющие материалы и оборудование на стройку, превратили дорогу в сплошные колдобины. Ездить скоро станет невозможно. Разве что на тракторах. И, похоже, удалые строители крупнейшего завода в России по сжижению газа не собираются не только строить, а даже поддерживать в нормальном состоянии дорогу.
Жители области начинают в реалиях сталкиваться с теми безобразиями, которые в изобилии уже приносит освоение нефтегазовых месторождений шельфа.
Обещали, что завод СПГ будут строить сахалинские специалисты, естественно, под руководством зарубежных. Пока не получается. На стройплощадке в Пригородном очень немало гастарбайтеров из бывших республик Союза. Так называемая вербота. С экономической точки зрения, это понятно: пришлые обходятся дешевле заказчику и подрядчику. Но из Молдовы, Киргизии, Узбекистана, с Украины приехали, конечно же, не лучшие. Лучшие и там находят место под солнцем.
Жить прибывшим негде. Организаторы строительства завода обещали, но не сумели создать, так называемый, пионерский поселок на 1,5 тыс. проживающих в Пригородном. Вербота рассосалась по квартирам и общагам в Корсакове и Южно-Сахалинске. Отработав свое на стройке, в часы и даже дни отдыха эта публика пьет, дерется, хулиганит. Убивают уже друг друга. В Корсаковском районе кривая преступности резко пошла вверх. У милиции нет дополнительных сил и средств противостоять этому. Организаторы и инвесторы строительства, наши власти ситуацию не смогли предвидеть. Надо принимать экстренные меры. Иначе с приходом лета ситуация вообще может выйти из-под контроля.
А ведь стройплощадка СПГ будет не единственной в области. Проходят согласования работы по прокладке 800-километрового трубопровода, в две нитки, от Ноглик до Пригородного. Базовые поселки строителей до сих пор не готовы. На этот счет тоже тишина. Кто в них будет жить и работать на трассе трубопровода? Пока не известно. Если такие же спецы, как в Пригородном, то преступность, распространение наркотиков, проституция, антисанитария, как это уже было в Пригородном, когда отравилось сразу более 20 рабочих, расползутся по всему острову. Ко всему пришлые «созидатели» начнут добивать, приводить в негодность дороги, другие коммуникации, потому что пока лишь на уровне разговоров проекты или прожекты об асфальтировании трассы от юга до северных городов и поселков острова. Кто за всем этим должен следить? Кто должен организовать все процессы так, чтобы они шли не в ущерб, а хотя бы не беспокоили и не досаждали коренным островитянам? Есть кому. Не делают.
Приехавший на днях из Катара с международной конференции по проблемам энергоносителей губернатор И.П. Малахов в своих интервью по итогам поездки почему-то упорно забывает сказать о том, куда и кому пойдут доходы от того же сжиженого газа, когда его начнут продавать в Японию, Корею, Китай?
Его радует лишь то, что наше сырье будет востребованным на международном рынке. А какая радость нам, островитянам, что разбив в конец и без того труднопроходимые дороги, завезя с помощью гастарбайтеров на остров дополнительную порцию криминала, наркотиков, других «прелестей» цивильной жизни, операторы шельфовых проектов, зарегистрированные как юридические лица где-то на Бермудских островах, начнут день и ночь миллионами тонн откачивать из наших недр нефть и газ и торговать ими за валюту за рубежом?
Доходы-то полностью пойдут им – инвесторам, в счет погашения кредитов, и до тех пор пока рентабельность не достигнет 17%. Тогда только прибыль будет делиться 50 на 50. Где гарантии, что эти 17% рентабельность достигнет хоть когда-то? Остановится, допустим, на 16,9% и не достанется нам тогда ни цента.
И с чем мы тут останемся?