Газета «Регион», статья Сергея Агличеева: «Опыт частного сопротивления. Под «катком» бюрократов «Сахалин Энерджи» оказался российский фермер»
Тринадцать лет назад кадровый военный Атагиши Султанмурадович Эмеев уволился из Советской Армии и решил создать крестьянско-фермерское хозяйство. Вблизи устья реки Мереи в поселке Пригородное на болотистом пустыре присмотрел место под ферму, а в Корсаковской администрации без проволочек получил в пожизненное пользование тридцать гектаров земли. Тогда уроженца солнечного Дагестана, с детства познавшего труд, не останавливали никакие препятствия. И вскоре в облюбованном месте он проложил дороги, построил ферму, обзавелся почти сотней голов крупного рогатого скота. С годами пристроил к ферме двухэтажный дом, разработал огороды, построил теплицу. И хоть со временем поголовье скота пришлось сократить, оставшиеся четыре десятка коров и бычков позволяли выживать.
Спокойная, устоявшаяся жизнь прекратилась с началом строительства в Пригородном «Сахалинской энергией» завода по сжижению природного газа. Рядом с фермой на глазах стала набирать темпы стройка. Появились проблемы с выпасом скота, а пыль от техники сутками висела в воздухе. Обеспокоенный ситуацией фермер со своим адвокатом сделали запрос в компанию, как те намерены разрешить ситуацию. И 14 марта 2003 года получили ответ за подписью регионального менеджера Волчкова:
«Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» рассмотрела ваш запрос и сообщает, что в связи с реализацией проекта «Сахалин-2» земельный участок, принадлежащий главе крестьянско-фермерского хозяйства «Мерея» господину Эмееву Атагиши Султанмурадовичу, расположенного в зоне строительства завода по сжижению природного газа в районе Пригородного. Постановлением главы администрации Корсаковского района от 01.07.1997 г. № 517, утверждены материалы предварительного согласования места размещения завода. Это обстоятельство предполагает изъятие данного участка, находящейся на нем недвижимости. Согласно российскому законодательству и политике компании изъятие осуществляется путем возмещения землепользователю затрат, связанных с освоением участка и строительством объектов недвижимости, а также упущенной выгоды в установленном порядке. Размеры компенсации надлежит определить расчетом, ориентировочные сроки решения вопроса в согласовании и предоставления компенсации — июнь 2003 года».
Атагиши Султанмурадович тогда вздохнул с облегчением — в сложившейся ситуации появилась ясность. Но не тут-то было. Подошел июнь, пролетело лето, а вопрос о компенсации не решался. Правда, представители «Сахалинской энергии» часто наведывались к фермеру, подолгу беседовали с ним и его адвокатом В. М. Ивановым, вели протоколы встреч. На словах все выглядело прекрасно, а на деле — оставалось по-прежнему.
За несколько дней до Нового года неожиданно сгорела пристройка к ферме, в которой Атагиши Султанмурадович жил с женой и дочерью. Спасти удалось лишь детские курточки да электроплиту. Пожарные все же сумели отстоять саму ферму. А хозяин с семьей перебрались зимовать в баньку. В ней и встречал не единожды представителей компании.
Как рассказал фермер, те пообещали часть компенсационных выплат, предусмотренных оценкой, выделить для того, чтобы он мог построить в Корсакове дом. И еще рекомендовали сократить поголовье скота, не вести посадки, мол, весной этого года все будет решено окончательно. Эти рекомендации есть в протоколах встреч.
— Всю зиму контролировали: сколько у меня осталось «скотины, успею ли до 1 июня ликвидировать хозяйство, — с горечью говорит Атагиши Султанмурадович. — Из 37 голов осталось 6 коров, сейчас и их трудно пасти из-за стройки. А теперь поставили вопрос так, словно это я к ним пришел и прошу: купите ферму, и я уйду! Но ведь пришли они ко мне!
— Скажу честно, — добавляет адвокат, — мой доверитель играет по правилам, чего не скажешь о другой стороне. На календаре опять июнь: т. е. подошел срок выплаты компенсации.
Этот разговор состоялся 3 июня с. г. Глава фермерского хозяйства, так и не дождавшись сдвигов в решении проблемы, перекрыл часть дороги, проложенной строителями по его территории. Скопившиеся было машины через непродолжительное время стали ездить по другому пути в южном конце стройки.
Свою проблему в «Сахалинской энергии» решили быстро и без проволочек Чего не скажешь о ситуации с фермером, который стал заложником грандиозного проекта по строительству завода СПГ.
P.S. Когда верстался номер, я позвонил А. Эмееву, чтобы выяснить: что изменилось в результате его акции? Атагиши Султанмурадович рассказал, что пока все остается по-прежнему. Представители «Сахалинской энергии» не появлялись, а он продолжает перекрывать участок дороги, проходящей по его территории .