Газета «Советский Сахалин», Наталия Баранникова: «Куда рыбе податься?»
«Сахалин-2» — проект для нашей области уникальный. И, естественно, вызывает немало споров. В том числе и в плане экологической безопасности. Одна из проблем связана с работами в заливе Анива. Свое мнение по происходящему там высказывает
С начала сентября прошлого года в п. Пригородное Корсаковского района «Сахалинская энергия» строит причал для выгрузки оборудования, в связи с чем проводит серьезные дноуглубительные работы. При этом вынутый в ходе дноуглубления грунт сбрасывается (операция называется дампинг) в центральной части залива Анива, где глубина моря 63 метра (схема расположения точки сброса определена по материалам «ТЭО строительства этапа II проекта «Сахалин-2»). Дноуглубление ведется в прибрежной зоне залива непосредственно у берега — не более чем в 300 метрах от нерестовой реки Мерея. Как явствует из заключения комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Временное сооружение для разгрузки материалов в заливе Анива (строительство завода СПГ)» от 24 июля 2003 г. № 132-03/04 (это специальный проект для строительства данного вспомогательного причала), суммарный объем вынимаемого и сбрасываемого грунта составит 205500 куб. метров (из него рыхлого грунта — 61600 «кубов»).
На дноуглубительные работы и дампинг грунта в рамках этого проекта компания «Сахалинская энергия» получила все необходимые разрешения, в том числе управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Сахалинской области, областного управления топлива, энергетики и недропользования, министерства транспорта, сахалинской спецморинспекции, Сахалинрыбвода. Последний, например, устанавливал допустимые сроки проведения дноуглубительных работ и дампинга грунта с 5 сентября 2003 г. по 1 мая 2004 г. На этот же срок дано разрешение министерства природных ресурсов РФ «о перемещении и сбросе грунта от дноуглубительных работ». Этот срок был обоснован тем, что в период с мая по ноябрь в заливе идет активный период нереста, нагула, миграции особо ценных видов ихтиофауны, прежде всего лососевых и крабов. Проводить дноуглубительные работы летом и в начале осени просто недопустимо.
Однако компания не смогла уложиться до 1 мая и обратилась в Сахалинрыбвод за разрешением о продлении работ по строительству временного причала на весь летний период. Сахалинрыбвод (письмом от 30 апреля 2004 г. № 17-2065) разрешил проводить дампинг с 1 мая по 10 октября с тем условием, что сброс грунта будет осуществляться за пределами акватории залива Анива.
Конечно, эта мера — дампинг грунта за пределами залива — частично ограждает морские биоресурсы от негативного воздействия. Но помимо сброса грунта остаются и сами дноуглубительные работы. А вот каково будет их влияние?
Начиная с апреля и до середины августа в прибрежной зоне залива проходит нерест сельди, мойвы, корюшки, камбалы. В районе работ находятся промысловые скопления морских ежей и трепанга. Прилегающая к устью реки Мерея акватория залива Анива с мая по ноябрь является местом нагула молоди лососевых рыб. С конца апреля по середину июня идет скат молоди горбуши и кеты — в среднем ежегодный скат горбуши из реки Мерея составляет 1594 тыс. экземпляров, — которая распространяется в прибрежной зоне площадью около 90 кв. км. С первых чисел июня и до середины сентября проходит нерестовая миграция горбуши в заливе Анива. Нерестовый ход симы длится со второй декады мая и до начала августа, нерест кеты — с 1 сентября по конец ноября, с массовым ходом в октябре.
На участке от устья лагуны Буссе до пос. Соловьенка река Мерея с притоками является единственным крупным нерестовым водотоком. В этом районе ежегодно выставляется до 8 неводов для промышленного лова лосося, а ежегодный улов одной только горбуши достигает более 1,5 тысячи тонн. Кроме того, на участке пляжа, прилегающем к пос. Пригородное и реке Мерея, ежегодно ведется лицензионный любительский лов горбуши жителями южных районов Сахалина — другого такого места, где бы люди могли поймать горбушу по лицензии, на анивском побережье Корсаковского района нет. На берегах залива расположены три рыборазводных завода и два рыбоводных питомника, которые ежегодно выпускают в залив Анива более 100 млн. мальков, что составляет более 23 проц. от общего количества молоди, скатывающейся в залив.
Все эти обстоятельства как раз и заставляют задаваться многочисленными вопросами. Ведь во время проведения дноуглубительных работ по строительству причала в прибрежной зоне залива Анива будет существовать участок повышенной мутности воды. Научно доказано, что лососи избегают таких участков. В случае проведения работ с мая по октябрь нерестовый миграционный путь для горбуши и симы будет перекрыт, а ведь в реку Мерея за это время заходит до 80 проц. производителей. Куда деваться этой рыбе?
Между прочим, дноуглубительные работы в заливе Анива в летний период не только создают высокий риск для экосистемы залива, но и нарушают российское природоохранное законодательство. Процитирую лишь один пункт действующих «Правил охраны поверхностных вод (типовые положения)» от 01.03.1991 г.: «3.6. Не допускается проведение дноуглубительных и дноочистительных работ и сброса грунта, мусора, строительных и других материалов в районах нерестилищ, нагульных площадей, зимовальных ям, участков, служащих миграционными путями рыб». Кроме того, ст. 37 федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. Напомню: изначально большинство государственных органов согласовало проведение дноуглубительных работ до 1 мая. Продление разрешения на дноуглубление до 10 октября как раз и является недопустимым изменением «утвержденных проектов».
На наш взгляд, эта проблема чрезвычайно важна и затрагивает интересы тысяч сахалинцев. А следовательно, должна быть решена с учетом их интересов.
Наталия Баранникова, РОО «Экологическая вахта Сахалина»