Негативные воздействия строительства завода СПГ (проект «Сахалин-2») на сообщество жителей г. Корсаков и местную инфраструктуру
Во многом, проблема сводится к тому, что компания «Сахалинская Энергия» заранее не подготовила базу, не создала соответствующих условий для реализации проекта «Сахалин 2». Поэтому вся тяжесть, все трудности начального периода строительства легли на плечи местных жителей, властей и города. Другая коренная причина больших социальных воздействий – отсутствие персональной заинтересованности подрядчиков и субподрядчиков в ведении всех дел социально ответственным образом. «Сахалинская Энергия» заключает контракты с десятками различных компаний, главное для руководства которых – затратить как можно меньше средств на выполнение поставленной задачи. Подрядчики экономят на всем.
На начальном этапе строительства (август — декабрь 2003) в Корсаков было доставлено около 1.500 рабочих, которые проживали почти год либо в городе, либо в ближайших пригородных поселках. Фактически являясь жителями города, они пользовались всеми коммунальными и социальными услугами и инфраструктурой, не состоя на учете. Несмотря на бонусы и так называемые взносы в фонд развития Сахалина, которые так любит рекламировать «Сахалинская Энергия», бюджет Корсакова и тогда – в 2003 г., и сейчас имеет большой дефицит и его совершенно не хватает даже для обеспечения самых первоочередных нужд постоянного населения города. Тем более, бюджет города совершенно не был рассчитан на 1500 новых жителей (к осени 2004 г. их количество уже приблизилось к 3000 человек).
Появление большого количества новых людей (рабочих строительства завода СПГ) в Корсакове без подготовки необходимых условий для их проживания:
· ухудшило водоснабжение города;
· ухудшило работу очистных сооружений для коммунальных и бытовых стоков;
· резкое повысило нагрузки на все медицинские службы, которые полностью находятся на бюджетном содержании — больницы, поликлиники, скорую помощь;
· вызвало резкий рост количества случаев эпидемических заболеваний;
· вызвало появление множества случаев насилия со стороны рабочих по отношению к местному населению.
Местные водозаборы уже несколько лет не справляются с обеспечением водой Корсакова. Система водоснабжения эксплуатируется уже очень давно и последние 10 лет не ремонтировалась. Систематически происходят перебои с водой, которая подается по три часа утром и три часа вечером, при этом в некоторых частях города нередко бывают полные отключения воды от нескольких дней до месяца. Сейчас неблагоприятная ситуация с водой усугубилась тем, что «Сахалинская Энергия», прокладывая нефтепровод в районе действующих водозаборов, разрушила верхний слой почвы вблизи рек и ручьев, на склонах, в результате чего после дождей два водозабора были сильно загрязнены и власти вынуждены были их остановить. «Корсаков может остаться без воды на всю зиму», — таков прогноз специалистов. Таким образом, с одной стороны, 1500 новых жителей города – рабочих завода резко увеличили расход воды, а с другой стороны, строительство нефтепровода по «Сахалин-2» вывело из строя два водозабора, которые обеспечивали подачу около 40% всего ежедневного водопотребления города.
Городские очистные сооружения, которые тоже не ремонтировались более 10 лет, не справляются с очисткой бытовых стоков Корсакова. Из-за этого значительная часть загрязненных вод сбрасывается в море без очистки. При этом, дополнительное количество людей никак не было обеспечено очистными сооружениями. Около года «Сахалинская Энергия» вывозила загрязненные хозбытовые стоки с завода СПГ на очистные сооружения Корсакова, а когда они переполнились – на очистные сооружения близлежащих поселков Дачное и Соловьевка, где все коммунальное хозяйство крайне ветхое и находится в аварийном состоянии. Это продолжалось до октября 2004 г., пока наконец не были запущены очистные сооружения в новом поселке строителей в Пригородном.
Рабочие, участвующие в строительстве, привезены из самых разных стран: Турции, Пакистана, Киргизии, Узбекистана, Молдовы, Украины, Таджикистана, Казахстана, а также из различных городов России. Они привезли с собой различные инфекционные, в том числе венерические заболевания. Среди этих болезней встречаются экзотические, с которыми Корсаковские врачи никогда не сталкивались и не знают, как их правильно лечить. Уже есть случаи заболевания СПИД. Было выявлено много случаев педикулеза (вши), туберкулеза. По официальной статистике, с началом строительства завода СПГ в городе резко увеличилось количество жителей, заболевших пневмонией, причем это не обычная пневмония и что особенно странно, люди – местные жители начали болеть в сезон, когда традиционно пневмонии почти нет.
Строители завода в большинстве своем не состоят на медицинском учете и при всем старании медицинские службы Корсакова не могут заставить подрядчиков ставить на учет заболевших венерическими болезнями и СПИД, как того требуют российские правила. А поскольку около 1500 рабочих почти год проживали в городе и других населенных пунктах Корсаковского района (многие и сейчас продолжают жить), контакт с местными жителями так или иначе происходит. Это приводит к распространению болезней и к повышенной нагрузке на местные больницы, которые к этому совершенно не приспособлены и с трудом справляются с лечением даже местных жителей.
Проблема состоит еще и в том, что очень многие рабочие не имеют медицинских полисов – соответственно, их работодатели не платят за медицинские услуги местной системе здравоохранения. Насчитывается множество случаев, когда корсаковские медики были вынуждены оказывать бесплатные услуги рабочим завода СПГ – в случаях особо тяжелых заболеваний, вызовов «скорой помощи». Это значит, что услуги оказывались за счет местных жителей, которые все поголовно обязаны иметь полисы и, соответственно, их предприятия-работодатели платят взносы медицинского страхования в местный бюджет, из которого уже оплачиваются медицинские услуги. Например, в начале 2004 г. в Корсаковскую больницу поступил рабочий завода, которому в пьяной драке повредили глаз. Его лечение обошлось больнице в 120 тыс. руб. Три месяца врачи искали компанию, в которой он работал – и в результате эта компания отказалась оплатить счет на лечение. Таких случаев много. До сих пор в поселке строителей СПГ, где проживает уже около 5000 чел, имеется только один небольшой медпункт первой медицинской помощи – т.е. ни о каком полноценном медицинском обслуживании и речи не идет, и любые серьезные заболевания рабочих ложатся тяжким бременем на корсаковскую медицину. По российским нормам, поселок с населением в 5000 человек должен иметь настоящую больницу с несколькими десятками врачей самой разной специализации, со специальным оборудованием, стационаром на несколько десятков больных.
В марте 2004 г. было отмечено массовое отравление в одной из крупных субподрядных организаций ЗАО «Тайгер Амур», когда 25 человек поступило в Корсаковскую районную больницу с диагнозом «пищевая токсикоинфекция». По результатам проверки санитарных служб области, причиной отравления стали грубейшие нарушения санитарного законодательства при организации питания рабочих в этой компании. Использовались продукты с истекшим сроком годности, не проводился медосмотр персонала (например, у повара был обнаружен гнойник на руке), продукты хранились в теплом помещении, а не в холодильниках, часто использовалась пища, приготовленная вчера и т.д. По данным корсаковской мэрии, на лечение этих отравившихся рабочих ушло 15% от суммы всех платежей (налоги, плата за аренду земли и т.д.), которые поступают в бюджет района от строительства завода СПГ в год.
Корсаковские медики пытались наладить контакт с компаниями, занятыми на строительстве завода. Однако, даже в мае 2004, когда строительство шло уже 9 месяцев и на заводе трудилось около 2000 человек, процесс медицинского обследования рабочих, прибывающих на стройку из-за пределов Сахалина, так и не был организован.
Производство СПГ грозит серьезными авариями (например, недавно в Алжире произошел мощнейший взрыв и сильный пожар на заводе СПГ). Медики и власти Корсакова обращались к CTSD Limited с предложениями заранее предусмотреть возможность большого количества жертв в случае серьезной аварии на заводе. Предлагали составить программу эвакуации пострадавших, оказания им врачебной помощи и размещения в лечебных учреждениях. Однако и по этим предложениям строители завода не пошли на сотрудничество. В начале 2004 г. на строительстве завода произошла автомобильная авария. В больницу Корсакова поступили 9 человек с различными травмами. Такому количеству людей больница смогла оказать помощь. Но если счет раненых пойдет на десятки, медицина Корсакова самостоятельно уже не справится. Необходимо заранее предусмотреть возможный порядок действий в случае крупной аварии.
Когда большая часть рабочих проживала в городе, бытовые условия их жизни трудно было назвать человеческими. Разные крупные и мелкие подрядные организации, большинство из которых прибыли с материка, расселяли рабочих, где только могли, часто в самых неприспособленных помещениях – например, рабочие даже жили в цехах местного завода по пошиву рыбацких сетей. Количество находящихся в одной комнате в некоторых случаях доходило до 100 человек. На это же количество людей приходилась одна стиральная машина, два туалета и один душ.
Каждому рабочему полагалась железная кровать шириной 82 см (они стояли в два этажа), один матрац и один комплект постельного белья на несколько месяцев. Никакой сушилки для одежды не было и поэтому люди, работавшие целый день на улице, не могли неделями просушить свою одежду. Во время дождя работа не прекращалась. Люди не могли нормально работать и нормально отдыхать. До настоящего времени рабочий день во многих подрядных компаниях составляет 10-14 часов с 1-2 выходными в месяц. При этом важно отметить, что еще на стадии получения всех согласований на реализацию проекта «Сахалинская Энергия» обещала, что до начала основных строительных работ на заводе она построит так называемый пионерный поселок строителей на 1500 чел. Это обещание не было выполнено и строительство поселка шло одновременно со строительством завода.
Главная причина, по которой подрядные компании завозят рабочих с материка, и особенно из стран бывшего Советского Союза – это стремление сэкономить средства на зарплате. Очень часто людям обещают оплату $1000 в месяц, но подписанный контракт не выдается рабочему на руки. Для того, чтобы нанимаемые люди поверили обещаниям и поехали на Сахалин, им сразу выдается аванс $1500, однако затем им приходится работать в очень тяжелых условиях, до 9 и более месяцев не получая зарплату. Многие (до трети всех завозимых рабочих) не выдерживают и уезжают домой, так и не получив заработанные деньги. Многие вынуждены уезжать из-за болезней и травм, поскольку лечение подрядные компании чаще всего не оплачивают. Рабочие из стран бывшего СССР готовы работать за очень низкую зарплату. Они находятся на чужой земле, не знают местного законодательства и не имеют никаких возможностей для защиты своих прав. Поэтому их очень легко заставить много работать в тяжелейших условиях и при этом ничего им не платить – только кормить. Сахалинские рабочие имеют возможность обратиться к юристам, многие состоят в профсоюзах, они знают законодательство о труде, знают, как обратиться в прокуратуру и инспекцию по труду – поэтому их гораздо сложнее обмануть и заставить работать больше за меньшие деньги без необходимых условий труда.
Подрядным компаниям невыгодно брать на работу местных сахалинских рабочих, поскольку им надо больше платить, ими труднее манипулировать и их труднее заставить работать сверх установленного законом времени. По данным Корсаковского центра занятости, за последний год из 4500 тыс. человек, подавших свои резюме в организации, ведущие строительство завода, на работу были взяты только 172 человека.
Очень многие рабочие, приехавшие на строительство осенью 2003, первый раз получили настоящую зарплату только в конце июня 2004 – как следствие встреч представителей EBRD, US EXIM, JBIC с местным населением Корсакова, где была поднята проблема невыплаты зарплаты рабочим, и последующих замечаний банков к «Сахалинской Энергии». До этого рабочих только кормили и иногда выдавали небольшие авансы по 2-3 тыс. руб. в месяц. Данные о размере зарплаты рабочих строго засекречены, но по результатам опросов, проведенных некоторыми сахалинскими журналистами, на строительстве завода СПГ в среднем рабочий получает от 8 до 18 тыс. руб. ($285 – $640) при 12-14 часовом рабочем дне. Заработок рабочих из стран бывшего СССР редко составляет больше 10 тыс. руб, но и эти деньги им крайне трудно получить.
Неподготовленность транспортной схемы строительства создает огромные проблемы жителям Корсакова
Город Корсаков и ряд рыбацких поселков Корсаковского района, расположенных на побережье Анивского залива, соединяет грунтовая дорога. Будущий завод СПГ в Пригородном находится между поселками и городом, в 12-ти км от Корсакова. Тысячи людей постоянно пользуются этой дорогой. Кроме того, по дороге к заводу расположено несколько дачных поселков, сотни дачных участков. По этой дороге огромное количество корсаковцев и жителей Южно-Сахалинска регулярно ездит на рыбалку, охоту, за грибами-ягодами и просто отдохнуть на море. И вот участок дороги между Корсаковом и Пригородным оказался под тяжелейшей нагрузкой со стороны огромных машин, ежедневно тысячами перевозящих здесь грузы.
На этапе проектирования и выдачи согласований «Сахалинская Энергия» обещала корсаковским властям и жителям города, что основная масса грузов на строительство будет завозиться морским путем, и только на начальном этапе, пока не построен специальный пирс, небольшая часть грузов будет идти через корсаковский порт и через город. Однако до сих пор, спустя 16 месяцев после начала строительства, до 90% всех грузов проходит по центральным улицам Корсакова, в том числе мимо школы и через жилые районы, а также по дороге «Корсаков – Пригородное», которая до сих пор не имеет асфальтового покрытия.
Обещание «Сахалинской Энергии» заведомо невозможно было выполнить, поскольку даже если пирс будет введен в действие, это исключит из грузопотока только тот объем, который завозится через порт. Но большую часть грузоперевозок составляют строительные материалы — песок, гравий, строительный камень. Будет работать пирс в Пригородном или нет – это никак не повлияет на перевозку строительных материалов. Большая их часть перевозится с карьеров, расположенных в нескольких десятках км к северу от Корсакова. Отсюда есть два альтернативных маршрута доставки.
Более длинный, проходит через центр Корсакова. Главным преимуществом для перевозчиков является то, что практически весь он идет по отличной асфальтированной дороге – главной дороге юга острова.
Более короткий, проходит целиком по грунтовой дороге через небольшую деревню Чапаево. Главный минус – грунтовая дорога очень старая, совершенно не приспособлена для движения тяжелого транспорта и требует постоянного ремонта.
Строители завода в основном используют первый вариант, поскольку он связан с наименьшими затратами (не нужно ремонтировать большую часть дороги). В конце 2003 и начале 2004 также активно использовался и второй вариант – до тех пор, пока эту грунтовую дорогу окончательно не разбили. Оба варианта предполагают также движение по 12-км участку грунтовой дороги между Корсаковом и Пригородным, только во втором случае поток машин выходит на нее на окраине Корсакова и не идет через город.
«Сахалинской Энергии» следовало заранее, до начала всех работ составить четкую схему транспортного обеспечения строительства и представить ее на согласование районным и областным властям. Вместо этого, компания в течении нескольких лет обсуждала эту проблему на разных совещаниях, при этом на словах давала самые разные, порой противоречивые обещания, но никакого плана строительных транспортных операций, изложенного на бумаге как документа, сделано не было. Безусловно, в интересах района и области было бы использовать второй вариант доставки строительных материалов, проведя капитальный ремонт грунтовой дороги через Чапаево и построив объезд вокруг этого поселка.
Корсаковские власти пытались получить информацию об объемах и характере грузов, перевозимых по дорогам района, чтобы рассчитать нагрузку и определить, какие меры по укреплению и ремонту дорог потребуются. Ни «Сахалинская Энергия», ни CTSD, ни другие подрядчики ответа на эти запросы так и не дали. Только одна подрядная фирма сообщила, что в течении первого года строительства она намерена перевезти по корсаковским дорогам 40 тыс. кубометров песка и почти 60 тыс. кубометров щебня (т.е. около 180 тыс. тонн).
До начала строительства никакой подготовки дорог, никакого их ремонта (за исключением нескольких улиц в Корсакове) сделано не было. Строительство началось с использованием уже существующих дорог. Они абсолютно не были рассчитаны на резкое увеличение транспортной нагрузки и поэтому в местах наиболее интенсивного движения с приходом весны 2004 г. были просто разрушены. Климат Сахалина очень влажный. Весной, в период таяния снега по рельефу стекает огромное количество воды. Движение по грунтовым дорогам в этот период (март – июнь) оказывает наиболее разрушительное воздействие на них. Поэтому, уже много лет областные власти вводят ограничение движения большегрузных машин по грунтовым дорогам острова. Это значит, что проезд тяжелой техники в период весенней распутицы разрешается только в исключительных случаях по специальным пропускам. Однако весной 2004 г. строители завода СПГ полностью игнорировали этот запрет. В результате, грунтовые дороги, особенно участок «Корсаков-Пригородное» уже в марте оказались полностью разбитыми.
Движение обычных автомобилей между Корсаковом и рыбацкими поселками Озерский, Береговое, Новиково на берегу Анивского залива оказалось почти полностью блокировано. Огромные грузовики оставляли такие глубокие колеи на дороге в районе завода, что даже на джипе проехать было сложно. А объездная дорога вокруг строительной площадки, ввод в строй которой был намечен к началу 2004 г., все еще не была запущена в эксплуатацию (она открылась только в октябре 2004). С начала марта и вплоть до середины апреля был затруднен провоз хлеба, почты, люди не могли попасть в районную больницу (иногда даже машины «скорой помощи» застревали), выехать в командировку, посетить родственников. Для того, чтобы заставить «Сахалинскую Энергию», CTSD и их подрядчиков провести ремонт дороги, власти Корсакова провели «круглый стол» для обсуждения проблемы. Однако никто от строителей завода на эту встречу не явился. Тогда мэрия призвала граждан провести пикетирование дороги в районе Пригородного. На несколько часов движение грузовиков было остановлено, однако и в этом случае представители «Сахалинской Энергии» и CTSD не пошли на диалог с населением и властями. Только после того, как о тревожной ситуации начала писать пресса и областные власти начали оказывать давление на обе компании, они предприняли действия по ремонту дорог.
Такая же ситуация сложилась и с дорогой через Чапаево, которую первоначально также использовали для перевозки песка и щебня – тяжелые грузовики ее полностью разрушили и жители поселка оказались отрезанными от внешнего мира. По дороге можно было проехать только на больших грузовиках. И здесь жителям удалось добиться начала ремонта дороги только через пикеты и перекрытие потока машин. Многие жители Корсаковского района вынуждены были также ремонтировать и свои машины из-за резкого ухудшения качества дорог.
CTSD и «Сахалинская Энергия» выделили Корсаковскому району $2 млн. 300 тыс. в качестве компенсации на ремонт и обустройство дорог. Однако по оценкам независимых экспертов, для того, чтобы компенсировать все потери и убытки, которые понесло дорожное хозяйство района, необходимо не менее $7 млн. (не считая убытков простых граждан и частного бизнеса).
Жители города страдают от транспортного потока
Для обеспечения провоза грузов по улицам Корсакова CTSD и «Сахалинская Энергия» еще до начала строительства согласились расширить и укрепить проезжую часть. Однако это было сделано за счет ликвидации пешеходных дорожек. В результате резко возросла опасность для пешеходов. Одна из жительниц ул. Гвардейской, по которой идет основной поток грузов, была сбита автобусом, перевозившим рабочих завода СПГ. Сейчас ее иск находится в суде.
Маршрут перевозки грузов проходит через жилые районы. Расстояние от проносящихся тяжелых грузовиков до стен жилых домов в некоторых местах не превышает 10-15 м. Жители испытывают огромные неудобства от непрекращающегося шума, пыли, грязи. Первые месяцы строительства машины работали и по ночам. Есть дома, в которых каждый проезжающий мимо грузовик вызывает сильную вибрацию – звенит посуда, качаются люстры. Резко ухудшилось качество воздуха на улицах вдоль маршрутов перевозки грузов из-за сильного загрязнения выхлопными газами. Под воздействием оказалась также и Корсаковская средняя школа №3 – возле нее не только проходит грузопоток завода СПГ, но и находится два самых сложных, аварийных перекрестка в городе. Учитывая огромную опасность, которую создают грузовики завода, директор школы издала приказ, согласно которому учителя должны сопровождать учеников младших классов при переходе через улицу. Учителя были вынуждены отказаться от проветривания классов в течении дня, поскольку из-за выхлопных газов просто трудно дышать. Ученики школы проводили мониторинг движения транспорта и подсчитали, что днем в среднем мимо школы проходит до 150 машин завода СПГ в час (не считая обычного городского транспорта). При этом надо иметь ввиду, что здесь находится перекресток со светофором, т.е. движение мимо школы очень медленное – а это значит, что огромные машины здесь идут сплошным потоком. Чтобы не задерживаться на перекрестке многие водители с завода СПГ проезжали прямо через школьный двор, в том числе во время перемен (перерывов между уроками, когда все дети высыпают на улицу). Это продолжалось до тех пор, пока руководство школы не перекрыло школьный двор бетонными блоками.
Весной 2004, когда началась распутица, большегрузные машины начали завозить в город на своих колесах огромное количество грязи. Осыпаясь с колес, она оставалась на улицах города, и после прихода лета превратилась в огромное количество пыли. Государственная дорожная инспекция Корсакова пыталась заставить водителей и их начальство мыть машины – но для этого не было подготовлено никаких условий. Водители, которых штрафовали инспекторы на дорогах, начали мыть машины в нерестовых реках. Никакой специальной мойки проектировщики завода не предусмотрели.
Раньше по жилым улицам Корсакова тяжелые грузы перевозились крайне редко. Люди никак не ожидали, что большая стройка в Пригородном обернется для них такими серьезными проблемами.
Строители завода СПГ игнорируют требования законодательства о плате за загрязнение окружающей среды
Согласно Федерального Закона «Об охране окружающей среды», каждое предприятие, имеющее в эксплуатации источник загрязнения воздуха, почвы или воды, обязано вносить плату за загрязнение в федеральный, региональный и местный бюджеты. Чем больше объем загрязняющих веществ, тем выше плата. Эта норма распространяется даже на обычные автомобили. Однако такие предприятия-контракторы, как «Бамстроймеханизация», «Дальстроймеханизация», «Роснефтересурс», «Мосэлектротяжстрой», «Тайгер-Амур», «Ангарское управление строительства», а также японские CTSD, ТОА «Корпорэйшн» и «ИКЕМ» ведут работы без всякой оплаты. Многочисленные проверки экологической инспекции выявили отсутствие разрешительных документов на природопользование (лимиты на размещение отходов производства и потребления, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на сброс в окружающую природную среду). Как следствие — отсутствие платежей за загрязнение природной среды. Благодаря этому, строители завода сэкономили огромное количество средств, а бюджеты всех уровней это же количество средств недополучили. До сих пор, несмотря на штрафные санкции, некоторые предприятия не оформляют все разрешительные документы и расчеты платы за загрязнение и продолжают уходить от оплаты.
В результате строительства завода СПГ корсаковцы потеряют свой пляж. Предлагаемая компенсация неадекватна
Как раз в том месте, где сейчас строится завод, расположен отличный песчаный пляж, очень популярный у местных жителей. Пляж имеет целый ряд ценнейших свойств:
· Здесь в течении нескольких месяцев в году можно купаться и загорать. Это единственное место в окрестностях Корсакова, благоприятное для купания – вблизи самого города вода сильно загрязнена промышленными и бытовыми стоками. Дети, чьи родители не имеют средств для оплаты поездок на отдых, проводили на этом пляже все лето.
· Здесь отличная спортивная рыбалка – с берега ловится камбала, красноперка и другие виды рыб.
· В прибойной волне этого пляжа каждую весну в огромном количестве нерестится мойва и местные жители прямо ведрами в прибое собирают эту рыбу.
· После каждого шторма люди собирают здесь гребешка и других моллюсков, которых в изобилии выбрасывает море.
· Каждое лето здесь проходит лицензионный лов лосося, на который съезжаются люди со всего юга Сахалина.
Значение этого пляжа для десятков тысяч местных жителей трудно переоценить.
Весь пляж занимает полосу побережья длиной 2400 м. Из них 800 м. (на восток от устья р. Мерея) было сразу включено в территорию завода и уже сегодня является недоступной для населения зоной. На этом отрезке пляжа строятся причал для разгрузки оборудования, причал для отгрузки СПГ и выход в море нефтепровода к выносному причальному устройству. Эти 800 метров CTSD и «Сахалинская Энергия» оценили в $800 тыс. – т.е. $1000 за один погонный метр. При ширине пляжа примерно 15 метров получается $1000 за 15 квадратных метров. Из каких соображений была рассчитана именно такая сумма компенсации – неизвестно. Эти деньги были переданы городу, однако довольно быстро выяснилось, что хоть как-то компенсировать населению потерю пляжа на них невозможно. Например, их абсолютно недостаточно, чтобы построить в городе общественный бассейн, о чем давно мечтают жители. Их также недостаточно для восстановления мостов на дороге на Анивское взморье – аналогичный пляж и излюбленное место отдыха жителей южного Сахалина. На них невозможно обустроить новый пляж к северу от города, да и вода там грязная. В результате было решено направить деньги на реконструкцию городского парка. Но в ходе расчетов выяснилось, что денег хватит только на проектирование и предварительные работы.
Остальные 1600 м пляжа «Сахалинская Энергия» обещала оставить для населения. Много раз твердо было заявлено (в том числе в проектных документах), что эта часть пляжа никак не будет затронута строительством и люди смогут продолжать здесь отдыхать и ловить рыбу. Но, как оказалось, санитарно-защитная зона завода будет составлять 3,5 км – а это значит, что весь пляж полностью будет находиться внутри этой зоны. По действующим в России санитарным нормам и правилам, внутри санитарно-защитных зон опасных производственных объектов не должны находиться рекреационные зоны. А это означает, что как место отдыха горожан пляж в Пригородном существовать не может. Кроме того, компания CTSD Limited разработала проект реконструкции участка дороги, проходящего вдоль пляжа (дороге здесь угрожает морской прибой). Согласно этому проекту, между дорогой и линией прибоя – т.е., прямо по пляжу – будет отсыпана защитная дамба, в результате чего пляж просто перестанет существовать. Однако, ни о каких компенсациях городу за потерю оставшихся 1600 м пляжа речи пока не идет.
Это только некоторые очевидные проблемы, порожденные строительством завода СПГ, с которыми сталкиваются местные жители. Здесь не упомянуты экологическое воздействие на рыбные запасы, грубое, оскорбительное обращение менеджеров западных компаний с русскими рабочими на стройке, покупка «Сахалинской Энергией» сахалинских газет, которые за деньги печатают положительные материалы о строительстве завода, проблемы выселения дачников и фермеров с их земельных участков, резкое увеличение криминальной обстановки в районе строительства. Многое остается «за закрытыми дверьми», поскольку компания «Сахалинская Энергия» проводит жесткую политику ограничения информации, секретности по отношению к любым негативным сведениям о себе и нетерпимости к любой критике. В результате всех перечисленных выше проблем, строительство завода СПГ в Пригородном вызывает все более негативное и агрессивное отношение у местных жителей.
Подготовлено: Лина Лазебник, учитель Корсаковской ср. школы №2, член неформальной группы граждан «Знание – сила» при участии Дмитрия Лисицына, руководителя общественной организации «Экологическая вахта Сахалина».