«Рыбоводство — основа рыбохозяйственного комплекса»,доклад А.Коваленко на Учредительной конференции рыбаков, г. Владивосток
Для населения Сахалинской области рыболовство и рыбопереработка является основой обеспечения жизни и деятельности. Самым значимым промысловым объектом для экономики прибрежных городов и поселков нашей области являются лососевые виды рыб. На их долю приходится около 40% от общего вылова водных биологических ресурсов в Сахалинской области. Практически весь улов лососевых перерабатывается на берегу.
Это, в свою очередь, стимулирует расширение береговой переработки. Только в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, прирост производственных мощностей составил: по морозильным — 1550 тонн/сутки, по холодильным — 10320 тонн единовременного хранения. Многими перерабатывающими предприятиями области активно проводится работа по переоснащению и модернизации цехов высокопроизводительным технологическим оборудованием. Сегодня береговые перерабатывающие мощности, расположенные в области, позволяют ежегодно перерабатывать около трех миллионов тонн в год.
Однако надо отдавать себе отчет в том, что у нас отсутствует возможность безгранично наращивать объемы вылова лососевых естественных популяции и их дальнейшей переработки. Более того, промысловый пресс привел к деградации некоторых популяций лососей. Вследствие неумеренного промысла лососей, их практически не стало на западном побережье Сахалина. Для населения рыбацких городов и поселков, расположенных на этом побережье, это потеря работы. И как следствие деградация населенных пунктов и массовый отток населения из этих мест. Безудержное увеличение мощностей, без работы по увеличению сырьевой базы приведет к истощению сырьевой базы и как следствие дальнейшее закрытие рыбоперерабатывающего комплекса. Развитие рыбохозяйственного комплекса, это в первую очередь увеличение сырьевой базы.
Сахалинская область обладает уникальным многолетним опытом искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей. Вмешательство человека в процесс воспроизводства происходит исключительно на ранней стадии жизни лососей с целью создания оптимальных условий развития молоди. Молодь естественного и искусственного происхождения растет и развивается до стадии взрослой особи в одних и тех же условиях в тихом океане и на единой кормовой базе.
В Сахалинской области действует 37 лососевых рыбоводных заводов, из которых 26 частных, либо находящихся в долгосрочной аренде, и 11 государственных. Уже сейчас, практически вся кета и каждая десятая горбуша, выловленная нашими рыбопромышленниками, обеспечивается деятельностью рыбоводных заводов области. И эти показатели можно многократно увеличить. Этому пример Япония. На Хоккайдо функционирует более полутора сотен кетовых рыбоводных заводов, на их долю приходится 99% от общего объема вылова тихоокеанских лососей и достигает 200 000,00 тонн. В денежном выражении это более миллиарда долларов. Для справки. В нашей области всего 14 кетовых рыбоводных заводов, которые обеспечивают вылов около 28 тысяч тонн кеты. По данным отраслевой науки, кормовая база в местах нагула тихоокеанских лососей позволяет увеличить число рыбоводных заводов в 4 раза, то есть довести выпуск покатной молоди до 2 млрд. штук. Увеличив тем самым вылов по кете до ста тысяч тонн. Как видим, перспективы развития есть и надо создать условия для частного бизнеса, который готов вкладывать в увеличение сырьевой базы.
Однако, в лососевом рыбоводстве существуют серьезные проблемы, которые не только не позволяют развивать это направление, но и приводят бизнес к уходу из этой сферы. Самой серьезной проблемой сегодня является возврат инвестированных средств. Инвестирую, на протяжении 1,5-2 лет, в строительство рыбоводного завода, только на шестой год частный предприниматель может рассчитывать на первый самый минимальный возврат вложенных средств. Вот только гарантии возврата вложенных средств, на сегодняшний день нет. У рыбоводов отсутствует право вылавливать выращенные ими водные биоресурсы, какие-либо права на водоем, в котором осуществляется выращивание молоди, а также отсутствует какая-либо финансовая поддержка со стороны как государства, так и оплата за услуги ЛРЗ рыбопромышленниками осуществляющих вылов лососевых. В итоге, вкладывая в развитие сырьевой базы, частный бизнес занимается благотворительностью – выращивает рыбу один, а вылавливает другой бесплатно. Для справки, постройка двух средних по производственной мощности рыбоводных завода на Сахалине на реках Ольховатка и Сова обошлась их владельцам в 60 млн. рублей и 65 млн. рублей, соответственно, в среднем ежегодное текущее содержание ЛРЗ обходится в 10-15 млн. рублей.
Очевидно, что для обеспечения долговременного и устойчивого развития лососевого промысла и рыбоперерабатывающего комплекса, необходимо создать основу, а именно государственную целевую программу по развитию рыболовства Сахалинской области, где необходимо отразить следующие меры:
1. Передать существующие государственные рыбоводные заводы без проведения аукционов пользователям, имеющим рыбопромысловые участки в базовых водоемах рыбоводных завод. Т.е Пойти по принципу, заложенному в законе «Об аквакультуре» — занимался разведением ВБР в водоеме, получи рыбоводный участок без конкурса. Предложение нам выгодно, как компании Салмо, поддерживаю.
2. Закрепить за ЛРЗ водоемы, на которых осуществляется выращивание молоди тихоокеанских лососей без проведения конкурса. Для решения этой задачи необходимо в кратчайшие сроки принять Закон «Об аквакультуре», а так же внести изменения в постановление Правительства №136 от 14.02.2009 г., дающие приоритет на право заключения договор на рыбопромысловые участки для целей рыбоводства предприятиям, занимающимся воспроизводством тихоокеанских лососей.
3. Создать государственную программу по развития рыбоводства на Сахалине, по примеру Курильской программы. Государство должно финансировать в строительство инфраструктуры, как для целей рыбоводства – дороги, линии электропередач, так и для целей переработки ВБР – строительство причальных сооружений и дорог для транспортировки выловленного сырья в районах функционирования рыбоводных предприятий. А также финансировать первичные научные изыскания на стадии проектирования рыбоводных заводов.
4. Необходимо увеличить финансирование отраслевой науки в части проведения работ, по изучению тихоокеанских лососей. С одной стороны, с целью повышения эффективности работы рыбоводных предприятий, с другой стороны, с целью сохранения «дикой» популяции и ее рациональному использованию.
5. Необходимо оплачивать труд непосредственно рыборазводных заводов. Что касается финансирования, то рыбопромышленники уплачивают ставку налогового сбора, и часть этих средств может пойти на оплату труда рыбоводов. Для этого, необходимо внести изменения в статью 333, Налогового Кодекса, о целевом направлении части сбора за право вылова лососевых на оплату труда рыбоводов.
Либо рыбопромышленники, осуществляющие свою деятельность в районе функционирования ЛРЗ, должны отчислять некий процент с дохода в ассоциацию ЛРЗ, полученного от реализации пойманного сырья или продукции, произведенной из него. Например, в Японии, как и в России, первоначально развитием рыбоводства занималось государство, все заводы датировались из бюджета, но затем государство обязало рыбопромышленников отчислять часть доходов в адрес ассоциации ЛРЗ, так как они являются основными потребителями услуг рыбоводных предприятий. В нашей стране, пройден первый этап, перехода на второй не произошло. Отсутствует и государственное финансирование и не передана ответственность по оплате рыбодобывающими компаниями за вылов лосося выращенного рыбоводами.
Решать выше перечисленные вопросы необходимо срочно. Только развитие рыбоводства позволит значительно увеличить объем вылова тихоокеанских лососей и в целом благоприятно скажется на всем дальневосточном регионе, ведь рыба границ не знает, а в процессе добычи сахалинского лосося принимают участие и предприятия Приморья и предприятия Камчатского края. Увеличение сырьевой базы промысла, в свою очередь будет стимулировать развитие в целом рыбохозяйственного комплекса и социальной составляющей всего региона, что способствует укреплению геополитических интересов России на Дальнем Востоке.