«Рыбацкая Газета» за апрель 2012 г., Е. Вовченко: «Эксперты расходятся в оценках перспектив строительства лососевых рыборазводных заводов на Сахалине»
В последнее время развернулась острая дискуссия вокруг лососевых рыборазводных заводов (ЛРЗ) на Сахалине. Экологи, рыбопромышленники и управленцы по-разному оценивают их роль в развитии рыбохозяйственного комплекса Сахалина. Причем мнения порою излагаются диаметрально противоположные. Одни в рыбоводстве видят залог процветания региона, другие — «мину замедленного действия» под его развитие.
«Рыбацкая газета» решила выяснить суть проблемы и выслушать аргументы обеих сторон, обратившись за комментариями к непосредственным участникам развернувшейся дискуссии.
Владимир Смирнов, председатель Ассоциации рыбопромышленников Смирныховского района, Сахалин:
— Лососевые рыборазводные заводы стоят на Сахалине уже несколько десятков лет. И я не против них как таковых. Но сегодня мы можем и должны сделать выводы. У нас есть примеры, когда за 60 лет деятельность рыбоводного завода полностью исключила в реке естественное воспроизводство. Река там имеет одно предназначение — обеспечить ЛРЗ водой.
Давайте проведем исследования, разработаем регламент создания новых ЛРЗ, чтобы минимизировать вредное влияние на естественное воспроизводство реки.
Сейчас ряд влиятельных сахалинских рыбопромышленников активно лоббирует создание на Сахалине 120 рыборазводных заводов. Конечно, они будут размещаться на самых продуктивных реках, ресурс которых наверняка будет подорван, если не уничтожен.
Ведь проведенные Сахалинрыбводом исследования показали, что доля горбуши, выведенной на Анивском и Таранайском ЛРЗ, в общих подходах горбуши в западной части залива Анива в среднем составила всего лишь 4%. А общий вклад рыбоводных заводов в воспроизводство горбуши в бассейне залива на основании данного исследования оценивается не более чем в 8%.
Зачем лезть со своими заводами туда, где и без заводов хорошее воспроизводство?
Сторонники рыбоводных заводов говорят, что ЛРЗ на Сахалине могут стать альтернативой естественному воспроизводству лосося. Когда я слышу подобное, то всегда удивляюсь — насколько мы недооцениваем уникальную способность наших рек воспроизводить лосося! Ищем способы, чтобы увеличить количество рыбоводных заводов, перекрыть реки и черпать рыбу, обосновывая это выдуманными нормами заполнения реки, тем самым снижая нормальное, естественное воспроизводство в этих реках. У нас даже браконьерство сторонники рыбоводных заводов приводят как аргумент для строительства ЛРЗ! Может пора «включить мозги» и подумать, что мы можем сделать для сохранения и увеличения наших лососевых запасов, приняв за аксиому неприкосновенность нерестовых рек?
Да, у нас есть проблема браконьерства и над ней нужно всем работать. И у нас в районе не всё с этим гладко, но положительный опыт имеется. Началось всё с того, что наша ассоциация получила грант по программе «Сахалинская лососевая инициатива» (деньги «Сахалинской Энергии») на охрану рек в сумме 1,5 млн. руб. По условиям гранта столько же должны были вложить и наши предприятия. Сегодня эта программа уже не работает, но результат она дала очень хороший. Почему бы её не продолжить, но уже нашему правительству? Выдавать гранты на программы содействия и помощи государственным органам в охране рек на условии софинансирования их в равных долях за счет собственных средств рыбаков и, естественно, строгой отчетности. Эти деньги будут работать с максимальной эффективностью, поскольку власть и бизнес направят свои усилия на достижение одной цели — защиты рек и тем самым повышения эффективности естественного воспроизводства. Этим мы добьемся максимального общественного контроля, что очень важно. А сегодня что получается? У нас вырезают реку, а мы говорим — вот, нужно ставить ЛРЗ! Хотя на самом деле нужно просто её защитить, и она даст в разы больше жизнеспособной молоди, чем любой рыбоводный завод.
Анатолий Декштейн, специалист по лососю, координатор офиса WWF на Камчатке:
— Дискуссия перед Съездом рыбаков показала, что далеко не все дальневосточные рыбопромышленники считают необходимым увеличивать количество ЛРЗ на Дальнем Востоке. Следует также отметить, что большое количество ЛРЗ в Японии, о чем говорят сторонники создания таких заводов, не является поводом для подражания Россией. Столь впечатляющий «прогресс» в развитии системы ЛРЗ в Японии был вынужденным, поскольку дикие стада лососей в этой стране были уничтожены. Сахалинская же область до сих располагает достаточными запасами лососей, на воспроизводство которых пока не надо тратить финансовых или других ресурсов, они сами замечательно справляются с этим. Уловы тихоокеанских лососей в последние 20 лет росли, и, очевидно, достигли исторического максимума. Поэтому намного эффективнее тратить национальные усилия на сохранение лососей и среды их обитания, чем на создание новой промышленной структуры, «конкурирующей» с природой.
По-прежнему под большим вопросом эффективность деятельности ЛРЗ. Как показал недавний отчет Сахрыбвода, процент возврата заводских лососей, по сравнению с естественным воспроизводством, крайне низок. Да и экономическая составляющая не впечатляет. Наши расчеты показали, что себестоимость продукции ЛРЗ (цена 1 кг рыбы в возврате) во многих районах Дальнего Востока велика, буквально «золотая рыбка» получается. Рубль, вложенный в охрану нерестилищ, дает гораздо больше, чем в строительство рыбоводных заводов!
Для WWF тихоокеанские лососи — одна из приоритетных групп рыб, поскольку они являются ключевыми для функционирования прибрежных экосистем. Мальками с массой тела менее грамма они скатываются в море и через год или более жизни в океане возвращаются в родные реки, добавляя в энергетический оборот бассейнов нерестовых рек уже килограммы органического вещества (суммарно сотни тысяч тонн!). Именно на этой впечатляющей продуктивности основывается и экономическая жизнь людей, населяющих прибрежные зоны российского Дальнего Востока и северо-востока России.
WWF России уже не раз предлагал обсудить проекты документов, разработанные нашими экспертами, регламентирующими процесс создания и механизм оценки и принятия решений при строительстве ЛРЗ. Может быть, если бы наше предложение было учтено и использовано при формировании текущих решений о развитии системы ЛРЗ, то и конфликта между различными группами пользователей бы не возникло?
Константин Згуровский, руководитель морской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF):
— Сейчас в Северной Пацифике действуют свыше 700 рыбоводных заводов, из которых около половины приходится на Японию, около 300 в Северной Америке и около 50 расположены на территории России. Ежегодный выпуск молоди составляет свыше пять миллиардов особей. Это мощный фактор воздействия на природную среду и важный инструмент рыбного хозяйства. Однако, как показала практика, далеко не всегда ЛРЗ дают ожидаемый положительный эффект и даже в силу различных причин могут наносить ущерб природным популяциям лососей. Планирование строительства ЛРЗ ведется зачастую без учета последствий для природных популяций лососей, состояние речных и прибрежных экосистем, эпизоотической обстановки не всегда экологически и экономически обосновано. Нет системы постоянного мониторинга стад и оценки емкости пресноводной и морской среды, недостаточно развиты программы мечения. Оценка эффективности работы рыбоводных заводов зачастую ведется по объемам выпуска молоди, а не по возврату производителей.
По мнению WWF, охрана естественных нерестилищ, путей миграций рыб и беспозвоночных, в частности, лосося, должна рассматриваться как более приоритетное направление, чем пастбищная аквакультура. К сожалению, в руководящих документах этим вопросам не уделяется должное внимание. Например, в ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 — 2013 годах» одной из первоочередных задач числится увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биоресурсов. Более того, указывается, что без дополнительного увеличения мощности рыбоводных заводов достичь необходимого запаса водных биологических ресурсов в водоемах не удается. Это может быть справедливо для прудового хозяйства, но совершенно не подходит к ситуации с запасами морских объектов промысла и анадромных рыб, таких, как лососи. Охране же естественных мест воспроизводства, созданию эффективной системы мониторинга и охраны одного из крупнейших в мире запасов таких важных видов для промысла, как минтай, треска, сельдь и лососи уделяется гораздо меньше внимания.
Росрыболовство усилит мониторинг состояния популяций лососевых на Дальнем Востоке.
Комментарий заместителя руководителя Росрыболовства, Василия Соколова:-
Лососеводство в России имеет давнюю историю, в научном обеспечении этих работ всегда участвовали выдающиеся специалисты и ученые. Сегодня мы добились конкретных успехов. В ряде районов Сахалинской области промысел кеты и горбуши основан практически исключительно на возвратах лососей, выращенных на рыбоводных заводах. Предельно яркий и показательный пример, — два завода на о. Итуруп, Курильский и Рейдовый, обеспечивают до 25% всего вылова кеты в Сахалинской области. Конечно, нам далеко до Японии, где действуют более трех сотен заводов. В этой связи построенные заводы, несомненно, нужны. Вопрос больше заключается в их рациональной эксплуатации (это в части государственных заводов) и в формировании нормальной нормативной базы, которая позволила бы нормально работать частным заводам.
В вопросе о необходимости дальнейшего строительства ЛРЗ должен сказать, что, как и любое управленческое решение в рыболовстве, оно должно быть научно обосновано. В настоящее время российские лососевые рыбоводные заводы составляют всего около 7% от общего их числа в Тихоокеанском регионе. Причем заводы расположены достаточно локально, практически 90% (37 заводов) находятся в Сахалинской области. Почти вся добываемая на Сахалине кета имеет заводское происхождение, ее доля в уловах, по данным ФГУП «СахНИРО», составляет до 90%. Этот показатель для горбуши достигает до 30%. При этом Россия по масштабам искусственного воспроизводства значительно уступает Японии, США и Канаде.
Обратимся к мнению ученых. Так, к.б.н. Лев Животовский (Институт общей генетики РАН) говорит о том, что «роль искусственного воспроизводства кеты и горбуши при современных тенденциях изменения среды обитания должна усиливаться возрастать — и потому ослабление усилий по заводскому разведению приведёт к деградации движения могут многое сделать в плане охраны нерестилищ и в решении других проблем сохранения дикого лосося, и усилия в этом направлении следует поддерживать, проводя соответствующие научные разработки, в том числе генетические. Но реалии таковы, что антропогенные нагрузки будут возрастать и потому ослабление усилий по заводскому разведению приведёт к деградации стад лососей и маломощным . Более того, в зависимости от того, как будут развиваться международные юридические нормы, регулирующие разведение и вылов лосося, уменьшение доли российских стад лососей в местах морского нагула может привести к пропорциональному уменьшению международных квот по использованию биологических ресурсов Тихого океана».
Еще раз подчеркну, что для принятия любого решения нужно биологическое обоснование. Нам не известно ни одной научной работы, в которой прямо и с научной аргументацией указывается на негативные генетические, либо другие биологические процессы в стадах горбуши и кеты Сахалинской области как итог работы заводов. Как правило, в подобного рода статьях речь идет либо о лососях, выращиваемых в садках, либо о лососях с длительным пресноводным периодом, таких, как стальноголовый лосось, чавыча и др. В подавляющем объеме — это материалы о проблемах с их воспроизводством в США. Мы согласны, что в вопросах воспроизводства лососей с длительным пресноводным периодом имеются ряд сложностей, связанных с продолжительным бассейновым содержанием молоди и акселерацией роста. Это требует дальнейшего изучения.
Биологические и технические приемы воспроизводства кеты и горбуши обеспечивают минимальное воздействие человека на воспроизводимые виды. По сути, действия человека сводятся к уменьшению случайной гибели икры и молоди на всех этапах развития.
Наиболее близким по климату с Сахалинской областью является штат Аляска в США. На Аляске работает огромное количество заводов и их работа предельно эффективная. Выпуск молоди лососей с рыбоводных заводов Аляски значительно превышает весь выпуск России на Дальнем Востоке.
Сегодня в режиме искусственного воспроизводства в водоемы выпускаются миллиарды штук молоди различных видов рыб, но при этом именно тихоокеанские лососевые являются предметом столь резкого обсуждения. Это вызывает подозрение в ангажированности таких выступлений.
Росрыболовство в любом случае будет внимательно изучать все проекты, если таковые будут, по строительству заводов, и усилит мониторинг в целом состояния популяций лососевых на Дальнем востоке. Опять-таки, ключевым моментом для нас была и остается борьба с браконьерством, что никак не связано с рыборазводной темой. Для нас она приоритетна.
Для разъяснения сегодняшней ситуации с воспроизводством тихоокеанских лососей ФГБУ «Сахалинрыбвод» 16-17 мая 2012 года проводит в г. Южно-Сахалинске открытую для широкой общественности конференцию. На конференцию приглашены ведущие специалисты практики, которые смогут ответить на многие вопросы, от обеспеченности кормовой базой до особенностей генетических процессов в стадах и популяциях лососевых. Все организационные подробности об этой конференции размещены на сайте Сахалино-Курильского территориального управления Росрыболовства.
Справка «Рыбацкой газеты»
В настоящее время в Сахалинской области действует 37 лососевых рыбоводных заводов, в том числе 16 федеральных и 21 частный, принадлежащие рыбопромышленным компаниям. Структурными подразделениями ФГБУ «Сахалинрыбвод» являются девять лососевых рыбоводных заводов: Адо-Тымовский, Побединский, Буюкловский, Анивский, Таранайский, Ясномор-ский, Сокольниковский, Калининский, Урожайный, а также лососевый рыбоводный комплекс ЛРК «Найба», включающий Соколовский и Бе-резняковский цеха.
Суммарная мощность по выпуску молоди тихоокеанских лососей с рыбоводных заводов ФГБУ «Сахалинрыбвод» по состоянию на 01.01.2010 года составила 285,6 млн. шт. малька. Общий выпуск в 2011 году составил 286 млн. шт., в том числе 77,2% приходится на молодь кеты.
Пять федеральных лососевых рыбоводных заводов — Пугачевский, Лесной, Охотский, Курильский и Рейдовый — временно находятся в аренде у рыбопромышленных компаний. Их суммарная мощность по выпуску молоди тихоокеанских лососей по состоянию на 01.01.2011 год составляет 230 млн. шт. малька. Их фактический выпуск в 2011 году составил 246 млн. шт. покатников.
Выпуск молоди лососей частными рыбоводными заводами в 2011 году составил 218 млн. шт. молоди из них 53,5% пришлось на кету.
Таким образом, общий выпуск с рыбоводных заводов всех форм собственности в 2011 году составил 750 млн. шт., в том числе 332,4 млн. шт. горбуши и 416,7 млн. шт. кеты, кижуча — 0,6 млн. шт. и симы — 0,7 млн. шт.
Сахалино-Курильский бассейн продолжает оставаться основным регионом Дальнего Востока по воспроизводству кеты и горбуши. На протяжении десятилетий эти виды обеспечивают основную долю промысла лососевых и определяют развитие прибрежного рыболовства в области: в 2011 году вылов горбуши составил 183,128 тыс. тонн и кеты 22,471 тыс. тонн.