Обращение РОО «Экологическая вахта Сахалина» в Минсельхоз касательно длины ставных неводов
Исх. № 58 от 29 апреля 2013 года
Министру сельского хозяйства РФ,
Н.В. Федорову
Уважаемый Николай Васильевич!
В настоящее время в Министерстве разрабатывается и проходит процедуру согласований и экспертиз проект новых Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.
В рамках данной процедуры просим Вас обратить внимание на пункты 17.14 и 17.16 действующих Правил, создающие предпосылки для коррупционных проявлений и нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Пункт 17 Правил запрещает:
17.14. устанавливать орудия добычи (вылова) для добычи (вылова) тихоокеанских лососей (за исключением рыбопромысловых участков, на которых осуществляется их добыча (вылов) по принципу «на одном водоеме — один пользователь», а также участков, расположенных на Командорских островах, границы которых могут располагаться на расстоянии менее 1 км к устью реки):
б) в подзоне Восточно-Сахалинской и в зоне Южно-Курильской — от устья нерестовой реки или протоки заливов лагунного типа (или озер) менее длины центрального крыла, а направление центрального крыла ставного невода, ближайшего к устью нерестовой реки должно быть параллельно перпендикуляру, проведенному к линии берега и проходящему через точку, соответствующую середине нерестовой реки или протоки в месте их впадения в море или залив. При этом допускаются отклонения в направлении центрального крыла в обе стороны не более 15 градусов;
17.16. применять в подзонах Восточно-Сахалинской, Западно-Сахалинской, зонах Северо-Курильской и Южно-Курильской:
ставные невода для добычи (вылова) тихоокеанских лососей с центральным крылом, выходящим за границу рыбопромыслового участка;
Ежегодно в Сахалинской области выставляется более 500 морских ставных неводов. В нашу организацию регулярно поступают сигналы о чрезмерно длинных сетях, облавливающих лосося на путях его миграций далеко за пределами, разрешенными правилами рыболовства. А это в свою очередь подрывает воспроизводство лосося, ведет к переэксплуатации лососевых ресурсов, негативно отражается на всей экологической системе нерестовых рек.
Поскольку в законодательстве отсутствует определение «ставного невода» и его неотъемлемых составных частей, включая «центральное крыло», то контролирующие и надзорные органы при проверке соблюдения Правил рыболовства при постановке и использовании ставных неводов допускают различные, в том числе противоречащие друг другу, толкования данных понятий. Это вызывает сложности и злоупотребления при установлении превышения длины ставного невода (центрального крыла) по отношению к разрешенному значению и позволяет виновному лицу, допустившему превышение длины ставного невода, уйти от ответственности.
В частности, проверяющие органы часто не считают нарушением выход за пределы рыбопромыслового участка (РПУ) центрального троса центрального крыла даже с рамой (каркасом) ловушки, обосновывая это отсутствием сетного полотна на тросе и раме. Однако возникает вопрос — зачем рыбакам намеренно удлинять и выбивать далеко в море трос, на сотни метров превышающий длину центрального крыла, оснащенного сетным полотном? Ведь чтобы установить в море лишние 500 м троса, нужно 18 якорей на сумму 324 тысячи рублей и два дня работы для двух лодок по 4 человека в каждой, а значит дополнительные расходы на бензин, зарплату и страховые взносы. Для чего рыбаку нести столь существенные расходы, устанавливая, но не используя в дальнейшем эти лишние метры троса и рамы от ловушек?
Ответ заключается в том, что этот «лишний» голый трос и раму от ловушки, стоящие за пределами РПУ, можно очень быстро превратить в полноценное орудие лова, просто навесив лишние 500 м сетного полотна на трос и на раму от ловушки – это несколько часов работы даже при плохой погоде. А лишние сотни метров невода – это захват большего количества проходящей мимо, мигрирующей рыбы, которая попадет в ловушки этого невода, а не в устье родной реки. Одна дополнительная крайняя на неводе ловушка, берущая проходящую мимо рыбу, может дать до 100 тонн лосося в сутки при хорошем подходе, а то и все 150, а это минимум 3,5 млн. рублей дополнительно.
Таким образом, смысл установки «лишнего» голого троса и голой арматуры ловушки (рамы) за пределами РПУ состоит лишь в том, чтобы превысить разрешенную длину невода и благодаря этому незаконно выловить существенный дополнительный объем лосося. Непризнание контролирующими и надзорными органами голого троса и арматуры ловушек неотъемлемой частью ставного невода значительно облегчает нарушителям уход от ответственности. Это связано с тем, что установка «лишних» сотен метров центрального троса и рам ловушек – очень трудоемкая и дорогостоящая работа, занимающая много времени и ресурсов, а навешивание на трос и рамы сетного полотна – работа очень простая, дешевая и быстрая, и соответственно может выполняться (и выполняется) рыбаками по несколько раз за сезон. Перед проверками сетное полотно быстро снимается (и невод якобы «перестает быть» неводом), а после проверки – снова навешивается, и незаконный промысел продолжается.
Наличие противоречий в том, следует ли относить центральный трос и раму ловушки к ставному неводу, подтверждается следующими документами.
Еще в 2011 году мы обратились за разъяснениями в уполномоченный государственный орган – Федеральное агентство по рыболовству и получили ответ от 07 июля 2011 № у04-857 (приложение 1), цитата:
«… В соответствии с действующими Правилами рыболовства в Восточно-Сахалинской подзоне и Южно-Курильской зоне ставной невод может иметь максимальную длину вглубь моря не более 2 км.
По вопросу о ставном неводе сообщаем, что центральный трос, центральное крыло и ловушки являются неотъемлемой частью ставного невода. Согласно действующим Правилам рыболовства длина троса не может превышать длину 2 км и ловушки не могут выходить за пределы 2 км троса и центрального крыла вне зависимости от ширины рыбопромыслового участка».
Данное разъяснение Росрыболовства соответствует и действующим отраслевым стандартам:
— ОСТ 15 44-72 «Орудия рыболовства сетные. Невода ставные. Общие технические условия» устанавливает, что рама и центральный трос являются несущими конструкциями ставного невода. Т.е. являются неотъемлемыми частями ставного невода (приложение 2).
— по смыслу ОСТ 15 46-72 «Орудия рыболовства сетные. Общие технические условия» все канатные изделия ставного невода (а это центральный трос, оттяжки, рамы ловушек) являются неотъемлемой его частью (приложение 3).
Однако менее чем через месяц после вышеуказанного первого разъяснения вскоре последовало второе разъяснение от Росрыболовства от 03 августа 2011 № у04-968 (приложение 4), в котором сообщалось:
«В дополнение к письму Управления науки и образования Росрыболовства от 07.07.2011 № у04-857 сообщаем следующее.
Арматура ставного невода – центральный трос (канат) верхнего или донного крепления без навешанного сетного полотна (крыла); «рама» из каната с оттяжками к якорям без навешивания ловушки служит для крепления орудия лова (ставного невода), на вылов и миграцию объектов промысла не влияют.
Учитывая вышеизложенное, ограничений по количеству «рам» и длины центрального троса (каната) Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна не предусмотрено».
Это второе разъяснение Росрыболовства создало условия для массовых злоупотреблений при промысле лосося на ставных неводах и коррупционных проявлений при осуществлении госконтроля в сфере соблюдения законодательства о сохранении водно-биологических ресурсов. В результате перелова причиняется вред воспроизводству ценных видов биоресурсов – тихоокеанских лососей. Учитывая данное разъяснение, а также принимая во внимание действующее законодательство о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, недобросовестные рыбопромышленники – нарушители теперь могут вообще не бояться проверок, поскольку имеют возможность устранить нарушение до проверки, просто сняв за пару часов лишнее сетное полотно и оставив в море выходящий за пределы РПУ на какую угодно длину голый трос и рамы ловушек.
Помимо прочего, второе разъяснение Росрыболовства от 03 августа 2011 г. противоречит Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части статей 18, 29.1 и 33.3, устанавливающих, что прибрежное рыболовство анадромных видов рыб осуществляется на рыбопромысловом участке юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими договор о предоставлении рыбопромыслового участка. Т.е. устанавливать любые части орудий лова за пределами рыбопромыслового участка незаконно и противоречит положениям закона № 166-ФЗ, однако вторым своим разъяснением Росрыболовства это прямо разрешает.
3 февраля 2012 г. мы получили от Росрыболовства третье разъяснение (приложение 6) №579-ВС-У04, из которого следует, что выход центрального каната (троса) за пределы РПУ все-таки является нарушением Правил рыболовства. Несмотря на это, в путину 2012 года контролирующие и надзорные органы продолжали использовать указанное выше второе разъяснение ФАР от 03 августа 2011 года (приложение 5), согласно которому длина центрального троса арматуры ставного невода Правилами рыболовства не регламентирована.
По результатам спутникового мониторинга прибрежного промысла тихоокеанских лососей, проводимого нашей организацией в 2011 и 2012 годах, за пределами допустимой длины за два сезона было установлено более 74 км лишних незаконных сетей, 133 рамы ловушек (с сетным полотном или без сетного полотна) на 106 неводах. Масштабы нарушений внушительные. Однако наиболее распространенный ответ от контролирующего органа[1], поступающий в ответ на наши обращения – «на момент проверки нарушений не выявлено». Значительная часть ответов прямо подтверждают наличие троса, выходящего за пределы допустимой длины, но по причине отсутствия сетного полотна (а в некоторых случаях даже при наличии «зашитых» — т.е. свернутых – ловушек) это не рассматривается проверяющими как нарушение.
Согласно путинному прогнозу на 2013 год в ряде промысловых районов Сахалинской области ожидаются низкие подходы производителей горбуши. Так, в заливе Анива на нерестилищах ожидается трехкратный дефицит производителей, необходимых для обеспечения естественного воспроизводства. В связи с этим, тщательное соблюдение всех ограничений при промысле на ставных неводах приобретает ключевую роль.
В связи с этим, прошу Вас при разработке новой редакции Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна:
1) ввести расшифровку понятий «ставного невода» и «центрального крыла» с указанием их составных частей;
2) пункт 17.16 изложить в следующей редакции:
«17. Запрещается:
17.16. применять в подзонах Восточно-Сахалинской, Западно-Сахалинской, зонах Северо-Курильской и Южно-Курильской:
ставные невода для добычи (вылова) тихоокеанских лососей с центральным крылом, любой частью выходящие за границу рыбопромыслового участка»;
либо в иной редакции, однозначно устанавливающей, что любая часть орудия лова не может выходить за пределы рыбопромыслового участка.
Либо прошу Вас выпустить официальные разъяснения Министерства сельского хозяйства РФ по применению указанных пунктов Правил при определении превышения длины ставного невода.
Ваш ответ на данное обращение прошу направить по факсу (4242) 46-14-16. Оригинал просим направить по адресу: 693010, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская 154, оф. 617.
С уважением,
председатель Совета организации ___________________ Лисицын Д.В.
Приложения:
1. Письмо Росрыболовства от 07.07.2011 № у04-857
2. ОСТ 15 44-72 «Орудия рыболовства сетные. Невода ставные. Общие технические условия»
3. ОСТ 15 46-72 «Орудия рыболовства сетные. Общие технические условия»
4. Письмо ГМИ СахПУБО ФСФ РФ от 24.08.2012 №21/704/13/1-1585
5. Письмо Росрыболовства от 03 августа 2011 года № у04-968
6. Письмо Росрыболовства от 03 февраля 2012 года №579-ВС-У04
7. Письмо Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры от 10.08.2012 № 80ж-2012
[1] Государственная морская инспекция Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России по Сахалинской области – уполномоченный орган в области государственного контроля за морским рыболовством.