Замечания и предложения по проекту Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду и подготовку раздела «Мероприятия по охране окружающей среды с материалами оценки воздействия» в составе тех. документации «проект «Сахалин 1
В соответствии с «Общим описанием намечаемой деятельности, целями и условиями ее реализации», представленными для ознакомления общественности в рамках первого этапа общественных обсуждений проекта Технического задания, компания «Эксон НЛ» намерена построить временные разгрузочные сооружения в заливе Пильтун.
ВРС представляют собой временно возводимую конструкцию в виде насыпи из уплотненного песка общей длиной 885 м, шириной 40 м. Место расположения ВРС – около 600 м к югу от трассы существующего промыслового трубопровода «БП Одопту 2 (Северная) – БКП Чайво», пересекающего залив Пильтун.
Согласно «Общему описанию…» для строительства ВРС не потребуется проведение дноуглубительных работ, вместе с тем, может потребоваться проведение локального выравнивания морского дна без использования дноуглубительной техники.
Необходимость строительства ВРС обоснована недостаточной пропускной способностью существующей транспортной системы и погрузочно-разгрузочных мощностей о. Сахалин, а также ограничений, связанных с климатическими условиями района.
В рамках процесса оценки воздействия на окружающую среду и общественных обсуждений проекта «Технического задания…» РОО «Экологическая вахта Сахалина» просит учесть следующие предложения и замечания.
Общественные обсуждения
В соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2000 N 2302, далее «Положение об ОВОС»):
4.7. На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
В проекте Технического задания вообще не запланировано проведение общественных обсуждений, вместо этого в пункт 13 проекта Технического задания включено «ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду». Отсутствие в проекте Технического задания общественных обсуждений, на наш взгляд, является грубым нарушением Положения об ОВОС, и «ознакомление» никак не может их заменить. Поэтому предлагаем внести в проект Технического задания проведение общественных обсуждений в полном соответствии с Положением об ОВОС.
В заливах Пильтун и Астох расположены рыбопромысловые участки (РПУ) ООО «Оха» и ООО «Восток-Ноглики» (карта прилагается). Залив Пильтун и впадающие в него реки – это также популярные места любительского и спортивного рыболовства, любительской охоты, осуществления традиционного рыболовства коренных малочисленных народов Севера.
Залив Пильтун является поставщиком биоорганических веществ, играющих значительную роль в формировании донных прибрежных сообществ в Охотском море и образующих кормовую базу серых китов охотско-корейской популяции, занесенной в Красные Книги РФ и МСОП.
Таким образом, обсуждение намечаемой деятельности в заливе Пильтун может вызвать интерес не только жителей г. Оха, где компания «Эксон НЛ» намерена провести общественные обсуждения, но и жителей п.г.т. Ноглики и г. Южно-Сахалинска, посещающих залив Пильтун с целью отдыха, охоты и рыболовства, а также общественности г. Москва, где сосредоточены эксперты международного уровня по вопросам воздействия на серых китов, а также представительства крупнейших международных природоохранных организаций, для которых сохранение редких видов китообразных является одним из важнейших приоритетов.
На основании изложенного, предлагаем внести в проект Технического задания проведение общественных обсуждений предварительного варианта материалов ОВОС в форме общественных слушаний в г. Оха, п.г.т. Ноглики, г. Южно-Сахалинск, г. Москва.
Кроме того, предлагаем привлечь к оценке воздействия работ по строительству и эксплуатации временных разгрузочных сооружений на серых китов охотско-корейской популяции международных экспертов Western Gray Whales Advisory Panel (WGWAP). Для этого, предлагаем компании «Эксон НЛ» официально передать проектные материалы в WGWAP для дачи экспертного заключения, которое включить затем в материалы ОВОС, предоставляемые на ГЭЭ.
Проведение исследований по ОВОС
Положение об ОВОС в пункте 3.2 прямо предусматривает проведение исследований по ОВОС, однако в пункте 13 проекта Технического задания этот этап заменен этапом сбора и анализа результатов исследований по ОВОС. Если проведение исследований не предусмотрено, то откуда возьмутся их результаты?
Для устранения этой явной несуразицы предлагаем включить в проект Технического задания проведение исследований по ОВОС в полном объеме.
Альтернативные варианты
В проекте обсуждаемого Технического задания в пункте 12 предлагается в качестве альтернативных вариантов принять следующие:
— отказ от намечаемой деятельности (нулевой вариант);
— возведение ВРС со стороны залива Пильтун в виде ковша, углубленного в сторону берега и устройство подходного канала к нему;
— возведение ВРС со стороны залива Пильтун со статической разгрузкой баржи (с устройством площадки для посадки на дно и закрепления баржи);
— возведение ВРС в виде ковша с подходным каналом со стороны Охотского моря.
Дополнительно к этому предлагаем включить в проект Технического задания принятие следующих альтернативных вариантов:
— доставка грузов через порт Москальво и транспортировка их до буровой площадки по дорогам, как это уже делала компания «Эксон НЛ» при обустройстве буровых площадок на Одотпу (при рассмотрении данной альтернативы учесть все положительные эффекты как для снижения воздействия на экосистему залива Пильтун и прилегающую акваторию Охотского моря, так и для экономики и социальной сферы области от улучшенной транспортной инфраструктуры – дорог, мостов, портовых сооружений);
— строительство пирса со стороны Охотского моря севернее границ пастбища серых китов с последующей доставкой грузов по суше.
Несоответствие состава материалов ОВОС нормативным требованиям, передовым практикам и общепринятым нормам
В разделе 16 проекта Технического задания приводятся требования к материалам ОВОС и к разделу технической документации, которые в качестве материалов оценки воздействия на окружающую среду не выдерживают никакой критики и исключают саму возможность наличия в материалах ОВОС и всей документации проекта именно оценки его воздействия на окружающую среду и, по сути, являются просто неполным перечнем мероприятий по охране окружающей среды с отдельными, крайне немногочисленными элементами ОВОС. К последним можно отнести лишь два пункта – «Подходы, применяемые для ОВОС» и «Расчет ущерба водным биологическим ресурсам…».
Проект Технического задания в своих требованиях к материалам ОВОС, определенных пунктом 16, не включает такие общепринятые составные части материалов ОВОС как
— сведения о генеральном заказчике проекта и исполнителях ОВОС;
— цели и задачи ОВОС;
— цели и потребности реализации намечаемой хозяйственной деятельности;
— характеристику обосновывающей проект документации, включая пояснительную записку по ней;
— обоснование необходимости инвестиций и обоснование выбора района планируемого строительства;
— характеристику планируемой к использованию в проекте транспортной инфраструктуры, включая технические параметры и технико-экономические показатели средств морского и наземного транспорта;
— анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.) – отдельно по альтернативным вариантам;
— анализ природной ценности территории, ее исторической, социальной и культурной значимости;
— наличие особо охраняемых объектов и территорий, ареалов обитания редких, исчезающих и эндемичных видов животных, растений, лишайников и грибов;
— анализ хозяйственной ценности территории и ее роли в развитии существующей инфраструктуры, исходя из типизации природных условий и существующей хозяйственной деятельности, оценку функциональной значимости территории;
— выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду – отдельно по альтернативным вариантам;
— оценку выявленных возможных воздействий на окружающую среду, включая все ее компоненты (геологическая среда и ландшафты, атмосферный воздух, поверхностные воды, подземные воды, почвы и земельные ресурсы, растительность и животный мир) намечаемой хозяйственной деятельности (вероятность возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий) – отдельно по альтернативным вариантам, с учетом сезонности;
— оценку значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
— эколого-экономическую оценку рассматриваемого проекта, с учетом социальных эффектов и экологических ущербов;
— оценку воздействия проекта на другие виды уже ведущейся в данном районе хозяйственной деятельности и имеющиеся отрасли промышленности, в первую очередь на рыболовство и рыбную отрасль;
— оценку воздействия проекта на традиционную хозяйственную деятельность, природопользование и используемые ресурсы, культуру, быт и социальную сферу проживающих в данном районе коренных малочисленных народов Севера Сахалина;
— оценку потребности проекта в ресурсах – энергетических, водных, земельных, материальных, трудовых при осуществлении хозяйственной деятельности;
— административные и законодательные требования и ограничения к намечаемой деятельности, включая требования природоохранного законодательства по отдельным аспектам охраны окружающей среды для намечаемой хозяйственной деятельности и ограничения, налагаемые природоохранным законодательством на использование территории в зонах с особыми условиями использования;
— анализ альтернативных вариантов реализации проекта, включая обоснование выбранного варианта строительства и оценку выгод и последствий при отказе от осуществления проекта;
— анализ экологических рисков и методы управления ими (технические средства, менеджмент, мониторинг, распространение информации о рисках и т.п.);
— описание рекомендуемой системы производственного экологического мониторинга и производственного контроля на проектируемом объекте;
— оценку эколого-экономической эффективности намечаемой деятельности, включая оценку ожидаемых выгод от реализации намечаемой деятельности;
— выявленные неопределенности при выполнении ОВОС и рекомендации по их устранению.
Кроме того, требования к материалам ОВОС, изложенные в пункте 16 проекта Технического задания, не включают таких традиционных и
обязательных разделов, как материалы общественных обсуждений и резюме нетехнического характера.
В целом, указанные составные части материалов ОВОС изложены в приложении к Положению об ОВОС «Типовое содержание материалов по оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании». Совершенно непонятно, чем руководствовались авторы проекта Технического задания, игнорируя данный нормативно-правовой акт.
Предлагаем включить в пункт 16 проекта Технического задания изложенные выше компоненты и составные части материалов по ОВОС, детализировать и конкретизировать их с учетом специфики проекта и окружающей среды в районе его реализации, находящихся здесь ценных возобновляемых ресурсов, редких, исчезающих и эндемичных видов и других важных местных особенностей.
Дноуглубление
РОО «Экологическая вахта Сахалина» провела предварительные консультации с рядом экспертов, которые единодушно полагают, что обойтись без дноуглубительных работ при строительстве пирса в заливе Пильтун будет невозможно.
Фарватер в заливе Пильтун имеет глубины от 2,0 до 6,6 м, средняя глубина залива составляет от 1 до 2 м. Главный фарватер, проходя через протоку в северном направлении, поворачивает к северо-западу у мыса Агиво и заканчивается приблизительно на траверзе мыса Кашкалебагш. Однако проектируемые ВРС находятся значительно севернее указанного мыса. Поэтому вывод компании «Эксон НЛ» о том, что дноуглубительные работы не потребуются, достаточно сомнителен и требует серьезного обоснования и доказательств на основании данных изыскательских работ.
В целом, РОО «Экологическая вахта Сахалина» считает, что строительство временных разгрузочных сооружений в заливе Пильтун может причинить недопустимый вред экосистеме залива и его обитателям.
В залив впадает значительное количество рек и ручьев. Наиболее крупными водотоками, впадающими в северную часть залива до мыса Кашкалебагш (выход трассы трубопровода), являются: р.р. Эрри (площадь водосбора 119 км2), Сабо (587 км2), Кадыланьи (440 км2). С южного края в залив впадают: Паромай (площадь водосбора 269 км2), Пильтун (633 км2) и ряд более мелких водотоков.
Залив Пильтун относится к водным объектам высшей (особой) рыбохозяйственной категории, имеет важное рыбохозяйственное значение, как адаптационная акватория для проходных рыб, а также нерестовая и нагульная акватория для целого ряда важных промысловых видов гидробионтов. В заливе Пильтун нерестятся два морских промысловых вида рыб, откладывающих донную икру, — навага и тихоокеанская сельдь. Тихоокеанская сельдь откладывает икру в основном на морскую траву зостеру, которая почти повсеместно растет в заливе. Через залив проходят миграционные пути тихоокеанских лососей, заходящих в реки на нерест. Залив Пильтун имеет важное значение для формирования кормовой базы исчезающих серых китов охотско-корейской популяции.
Строительство причала и дноочистительные и, наверняка, дноуглубительные работы, которые будут проходить преимущественно в летне-осенний период, несомненно, окажут негативное воздействие на воспроизводство различных видов рыб.
В связи с этим, мы предлагаем компании «Эксон НЛ» рассмотреть и выбрать основным вариантом доставки грузов доставку через порт Москальво и далее по дорогам до места расположения буровой площадки.
Председатель Совета организации Д.В. Лисицын